Богообщение и духовное воспроизводство сил души. Воля

Духовное воспроизводство воли – это исправить свою волю так, чтобы она стала едина с Божьей волей, т.е. познать, понять и принять её в общении с Богом и исполнить благодаря укреплению Святым Духом.
Воля представляет собой возможность воплотить произрастающие из мировоззрения и природы души желания и стремления. Сила воли включает знания и силу ума, а также добродетели (терпение, смирение, ответственность и т.д.). Если повреждается ум, то впоследствии повреждается и воля. Например, ум не отверг или не преобразовал нарушающий Божью волю помысел, принял его, подключились чувства, усилилось желание, происходит своевольное действие, которое изменяет природу души – в ней укореняются страсти. Искажаются чувства как средства восприятия мира, формируется предрасположенность к тем или иным чувствам (состояниям) – изменяются потребности, из них произрастают нездоровые стремления и желания, растлевающие ум и проявляющиеся греховным волеизъявлением (действием). Поражённая воля направлена к чувственным удовольствиям: телесным (чревоугодие) и / или душевным (услаждение себя гордыней и тщеславием). Она несвободна – служит заблуждениям и страстям. Когда Бог говорит свою волю, возникает сопротивление из-за непонимания и нежелания потеснить разросшиеся и искажённые страстями желания и привязанности. Эта воля уже не разумна, а Божья воля не воспринимается как благо, поскольку протестует измененное под действием страстей естество души и тела. Когда человек поймёт правду Божьей воли и пожелает её исполнить, он обнаружит, что у него не хватает сил для действия.
Повреждённая человеческая воля уклоняется от Божьей воли, а возрождается она в процессе выполнения Божьей воли, когда преодолевается испорченность потребностей, настраивается порядок и согласованность желаний, возрождаются качества души. По сути, необходимо исправить волю (стремления и потребности) и воссоздать силу воли (добродетели). Воля как деятельное продолжение ума исправляется вслед за ним, когда он утверждается в духовных знаниях и понимании духовных законов. Старание понять Божью волю восстанавливает силу ума. Он становится смиренным, цельным и ясным благодаря проясняющему его Святому Духу, обретает силу вовремя воспринимать импульсы желаний и страстей, осознавать их и правильно руководить волей (не соблазняться и поддерживать связь с Богом). Осознание правды корректирует волю – убеждения, желания и потребности, преодолеваются заблуждения. Богу важны наши намерения и волеизъявление, и когда мы прикладываем усилия воли, чтобы поступить по Божьей воле, Бог укрепляет силу воли (ее элементы) – ум (ясномыслие) и добродетели (терпение и смирение). Постепенно исправляются естественные потребности души и тела, снижается поток страстных импульсов и нагрузка на силы души, они объединяются в стремлении к Богу. Восстание страстей может и усилиться, поскольку человек достаточно окреп в смирении и теперь с Божьей помощью может познавать и преображать глубины души.
Основой воли являются чистота ума и терпение – на них базируются остальные знания и добродетели. Терпение можно рассмотреть, как усилие ума не терять осознанность, передаваемое воле в качестве действия, и сдерживание страсти. Усилие ума предполагает обращение к Богу и покаяние в своих грехах. Когда возникает желание совершить плохой поступок, старание удержать ум в трезвом состоянии (благодатными размышлениями и молитвой) и призывание Бога на помощь, не позволяет страсти овладеть умом. Подпитываемые Святым Духом ум и терпение очищают и воспитывают волю делать добрые дела, а их совершение с помощью Божьей благодати восстанавливает добродетели души и укрепляет силу воли. В совокупности эти изменения обновляют совесть – связь с Богом, и если человек, заблуждаясь или капризничая, пойдёт против Божьей воли, его будет трезвить совесть. Он будет осознавать обличающие его мысли, чувствовать свою неправоту и тяжесть на душе. Если он переступит через голос совести, он вновь изменит в худшую сторону природу души и расстроит свою связь с Богом.
Сила воли проявляется в умении достигать желаемого и в ограничении нежелательных реакций и процессов. Она развивается в подчинении низших желаний высшим, если духовным намерениям сопротивляются искажённые душевные и телесные реакции. Например, мы хотим дружить с Богом, но в некоторый момент появляется желание поступить по-своему. Размышление и верная расстановка приоритетов помогут создать решимость осуществить правильный выбор и приложить должные усилия – всё это составляет духовный акт воли. На каждом из этих этапов необходима Божья благодать: Бог просвещает и помогает осознать «противостояние» желаний, укрепляет в решимости и даёт силу терпения и смирения. Главное, вовремя осознавать ослабление силы и прибегать к Богу за помощью. Со временем воля привыкает находиться в сочетании с Божьей.
Следует различать элементы воли «хотеть» и «мочь», потому что мы, например, выправили наше желание и понимание, но на данный момент не можем его осуществить из-за недостатка сил. Решимость воли необходимо поддерживать на достигнутом уровне и постепенно нарабатывать силу, стараясь поступить согласно здравому разумению. Благодаря такой работе налаживается согласованность ума и воли.
Бывают случаи, когда человек обладает достаточной силой воли, чтобы совершить необходимую перемену жизни, но у него нет желания – для его ума (и воли на уровне желания) это не представляет ценности. В процессе духовного воспроизводства воли ему необходимо исправить желания и стремления (мировоззрение), переосмыслить их с Божьей помощью и сформировать правильные ценности и потребности по мере прояснения сознания и сближения с Богом. Это повреждение воли может быть более трудным для исправления, поскольку ум и воля сильны, но утверждены на питаемых гордыней и тщеславием целях и интересах. Сила страстей сращена с силой ума и воли, и необходимо их разделить, чтобы понять границу Божьих и своих сил. Этот труд требует единства ума, воли и чувств, т.е. постоянное усилие ума, чтобы трудить волю подчиниться Богу, и усилие воли, чтобы направлять ум на осознание своих немощей.
Возрождённая воля разумна, имеет главной потребностью Бога, собрана и поэтому сильна. Желания и стремления выстраиваются по уровню значимости (духовные главенствуют над душевными и телесными – для человека приоритетна Божья воля), прекращается их противостояние (либо воля сильна его прекратить), естественные потребности исправляются (очищаются от страстей), греховные стремления отметаются.

Добавить комментарий

rfwbs-slide