Чудеса

Обратим внимание на слова Максима Исповедника, поясняющие образы первого и второго пришествия Христа: «Усердным ревнителям в [изучении] Священного Писания Господь является в двух видах: в простом и общедоступном, зрить который могут многие и … и в другом виде, более сокрытом и доступном лишь для немногих …Из этих двух видов первый соответствует только еще начинающим [жизнь во Христе], а второй – достигшим совершенства по ведению, насколько это возможно [человеку]. Один есть образ первого пришествия Господа … Второй есть предызображение пришествия [Господа] во славе, которое мыслится как Дух. Оно через мудрость преображает ведующих для обожения, и благодаря этому преображению [Бога] Слова в них они «открытым лицем, как в зеркале, взирают на славу Господню» (2 Кор. 3:18). Кто благодаря добродетели несокрушимо противостоит грозным опасностям, тот имеет в себе первое пришествие [Бога] Слова, действующее в нем и очищающее его от всякой скверны. А кто благодаря созерцанию приводит свой ум в ангельское состояние, тот содержит в себе силу второго пришествия, которая делает его бесстрастным и неуязвимым».

Как мы в большинстве своем представляем себе второе пришествие Христа? Вновь придет Христос в человеческом облике и начнет творить чудеса, доступные нашим глазам, слуху, осязанию, обонянию и т.д. Это плотское понимание говорит о нашей незрелости, неготовности к встрече с Богом и искании Его не в том измерении, хотя сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Максим Исповедник поясняет – встреча происходит в Духе и познании Бога чистым умом.

Без подготовки души мы вновь не узнаем и отвергнем Бога, какие бы чудеса Он нам не показал. И мы продолжаем ждать именно чудес. При этом таких, которые позволят нам решить наши материальные, а не духовные проблемы; таких, которые позволят нам лучше устроиться на земле, а не стать ближе к Духу. Давайте трезво взглянем на себя, и мы увидим плотское мудрование, а не живую веру, устремленную к Богу как наивысшей ценности и благу. В этом лукавстве мы способны только требовать знамений, но сами не станем делать усилие подумать, при том, что Бог открывается уму, пребывающему в молитве в Духе и Истине. Примером является откровение апостола Петра на вопрос Христа: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:15-17).

После чудесного умножения хлебов люди не поверили Иисусу Христу. «Для них показалось недостаточным дивное размножение хлебов в руках Спасителя: оно совершилось с тишиною, с святым смирением, которым были проникнуты все действия Богочеловека, а им нужно было зрелище, им нужен был эффект» (Игнатий Брянчанинов). Насколько мы в 21 веке зависимы от зрелищ и эффектов?! И в этом наша беда. Нам покажи фокус, и мы поверим, лишь бы он помог нам решить наши сиюминутные проблемы, а нам не пришлось бы включать мышление и касаться нашего духовного состояния. «Перед вторым пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, – «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24). … Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления; немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией. … Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи… Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкою» (Игнатий Брянчанинов). Если в нас есть такой дух, забвение разума, нежелание думать и познавать смысл жизни, мы в опасности.

Каких же чудес нам следует желать для нашего спасения? Взглянем трезво на глубину своего падения и увидим, что чудом для нас будет свет разума, рождаемый Божьим словом, благодатное освобождение из плена страстей и ведение опасностей, поджидающих нас на каждом шагу. В простоте ответ будет единым: чудо, которое спасает человека, – это Бог с Его словом, благодатью, промыслом. Так и во времена проповедования Иисусом Христом «знамения Божии даны были в содействие слову Божию. Знамения свидетельствовали о силе и значении слова. Существенный деятель – слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения – снисхождение к немощи человеческой». «Иначе действует слово, и иначе знамения. Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. Последствия подействовавшего слова сильнее, определеннее, нежели последствия от действия знамений» (Игнатий Брянчанинов). Таким образом, приготовившему ум и сердце ко встрече с Богом не нужны опосредующие знамения. Ему Бог говорит слово и является внутри его души, и человек видит, слышит, чувствует, знает.

Какова должна быть наша подготовка? «Познание Слова Божия из Священного Писания, произнесенного Святым Духом и объясненного Святым Духом, соединенное с познанием, почерпнутым из деятельности, направленной по Слову Божию, осененное, наконец, познанием, преподаваемым Божественной благодатью, доставляет христианину чистоту ума и сердца. В этой чистоте воссиявает духовный разум, как солнце на ясном небе, свободном от облаков. … Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтоб избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования» (Игнатий Брянчанинов). Внимательно вдумываясь, мы увидим, что главным инструментом спасения человека является включенное мышление как наше собственное желание познать и как возможность Богу соединиться с нашим духом и крестить нас. Иисус Христос неслучайно указал апостолам взаимосвязь научения и благодатного крещения: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:19-20)

«Знамения были наиболее предназначены для убеждения и приведения к вере людей чувственных, занятых попечениями мира. Погруженные в житейские заботы, постоянно пригвожденные душою к земле и делам ее малосопособны оценить достоинство слова; милосердное Слово привлекало их к спасению, даруемому словом, посредством видимых знамений, которые составляя собою вещественное убеждение, действовавшее через чувства, приводили немощную душу к всемогущему, спасительному Слову» (Игнатий Брянчанинов). Сегодня мы не менее (возможно и более, учитывая уровень технического прогресса) пристрастны к земному бытию, но проблема усугубилась парадоксальной ситуацией – мы стали очень «умными», не желая думать. Гордыня изощреннее стоит на рубежах познания, удерживая в «любовно-трепетной» привязанности к животному образу жизни. Значит, и знамений мы захотим более «масштабно-эффектных».

Честность и трезвость нам в помощь, чтобы увидеть в себе этот дух и спросить с себя – как я встречу Бога?

Оставьте комментарий

rfwbs-slide