Доброта

Каждый год в городе проводится олимпиада по русскому языку. В ней участвуют лучшие представители от каждой школы.
Я входила в состав комиссии, которая проверяла олимпиадные работы. И одно из заданий было таким: «Выбрать одно из перечисленных понятий: доброта, храбрость, альтруизм, порядочность, героизм, патриотизм – и раскрыть его значение».
Многие дети выбрали патриотизм – в школе этому вопросу уделяют внимание. Также выбрали понятие «доброта». И, читая работы, я обратила внимание на то, что ребята, кроме как «бабушку через дорогу перевести», ни одного примера на эту тему привести не смогли.
Я сама задумалась: «А что же такое доброта? Как рассказать о ней детям? Как современные девчонки и мальчишки понимают слово «доброта»?».
В современном мире детям очень тяжело разобраться в потоке информации. Иногда происходит смешение добра и зла, и пойди разбери, «что такое хорошо и что такое плохо». Например, разговор о том, что татуировка не нужна, вызывает у них снисходительную улыбку или раздражение: «Вы ничего не понимаете в современной жизни»; беседа о том, что супружеские отношения должны быть только после свадьбы, вызывает недоумение: до свадьбы ведь узнать друг друга надо, а вдруг что-то не понравится. К сожалению, такие «рассуждения» детей часто поддерживаются родителями. Границы добра и зла стираются. Определить эти границы становится все сложнее.
Доброта – это, как мы знаем, качество характера, т.е. то, что находится внутри человека, в его душе. А что мы сегодня видим в наших детях?
Сегодня мы можем наблюдать потребительское отношение детей к жизни – хочу все и сейчас. Часто от исполнения таких желаний и зависит понимание доброты. Исполняете – вы добрые, а если не даете того, что хочу, вы злые и нехорошие. Например, одаренного, но с ленцой, ребенка один учитель заставляет трудиться, чтобы развивать талант, а другой идет на поводу недостатка ребенка – позволяет заниматься «ничегонеделаньем». Ясно же, какого учителя ребенок будет считать добрым. Но на самом деле – все наоборот.
Как же узнать, добрый человек или нет? Каковы критерии определения этого качества?
Зайдя в класс к восьмиклассникам, я задала вопрос: «Ребята, если состоятельный человек оборудовал для школы компьютерный класс, отремонтировал спортзал, о таком человеке можно сказать, что он добрый?». Многие ответили, что да, можно. Но был ученик, который ответил не сразу, а после определенной паузы. Его ответ меня приятно удивил.
Девочка сказала: «Смотря какие у него были цели…».
– Объясни, – попросила я.
– Если этот человек хотел, чтобы его наградили, похвалили, тогда нельзя назвать его добрым – он это дело делал для себя, а не для людей. А если в его душе было искреннее желание помочь людям, тогда это добрый человек.
Немного порассуждав, ребята согласились с одноклассницей. Кто делает добро ради награды, в душе у того живет корысть: «Я сделал кому-то добро и ожидаю от него в 10 раз больше или – они мне многим обязаны…». Для такого человека важно не само дело, а выгода от него. Доброе дело напоказ – не доброе дело. Например, сделал добро и подписал в золотой рамке – Ваня Сидоров. А добрые дела, говорят в народе, нужно «бросать в воду», т.е. скрывать от посторонних глаз.
Дети рассуждали о том, что корысть съедает человека изнутри, он не может быть счастливым, радоваться жизни. Потому что, делая что-либо «доброе», такой человек завидует тому, кто сделал больше, злится на него, становится черствым, гневливым по отношению к близким. И все это происходит в погоне за более успешным, по его мнению, товарищем. А зависть, злость, бессердечие не приносят счастья. Такие поступки вредят тем, кто их совершает.
Вывод был таким: важно знать, что у меня внутри, когда я делаю доброе дело, какие мысли рождаются в моей голове. От мысли нашей зависит вся наша жизнь. Какова наша мысль, таковы будут наши слова и дела: то ли она светлая, ясная, точная, рожденная из добрых желаний, то ли она исходит из чего-то злого, завистливого, корыстного, гордого, тщеславного.
Значит, для того, чтобы становиться добрым человеком, надо смотреть на свои мысли, на их качество. Именно там, в мыслях, мы становимся добрыми или злыми. Когда мы совершаем поступки из любви, следим за своей мыслью, боремся с завистливыми, горделивыми, злыми мыслями, тогда наши поступки будут добрыми – и снаружи и внутри.
Вот этому, я думаю, и нужно учить наших детей: смотреть внутрь себя, смотреть на свои мысли, чтобы понимать, что я могу быть добрым, когда не злюсь, не обижаюсь на людей, а понимаю их, когда умею прощать, с добрыми мыслями умею заботиться о родных и близких. Только так может увеличиться количество доброты в наших душах.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide