Духовная борьба со страстями

Страсть начинается с искажения любви к Богу, к себе и миру. Изменение порядка и пропорции образует самолюбие, которое прорастает в душе тремя коренными страстями – славолюбием, сребролюбием, сластолюбием. В их глубине мы увидим, что эти страсти представляют собой нарушение естественных потребностей (функций) души.
Славолюбие становится страстью, когда душа любит свою славу. В корне своём славолюбие – это здоровая потребность души славить и благодарить Бога и, когда Бог на первом месте, так и происходит – человек прославляет Бога, а не себя. Он дарит Богу свою любовь, возвращает её с благодарностью. Страсть славолюбия возникает, когда «я» человека выходит на первое место, он уже не видит славу Бога и не благодарит, он требует славы себе.
Сребролюбие становится страстью, когда душа любит Божьи творения больше Бога и присваивает их в угоду себе. Речь идёт о серебре – втором после золота металле, иносказательно указывая на то, что любовь души к Богу – это золото. Это Святой дух, который человек утрачивает, пренебрегая Богом. Страсть сребролюбия образуется, когда человек забывает, что Божьи творения, да и сам он, исходят от Бога и даны для развития и являются, по сути, Божьей славой, которую нельзя присвоить.
Сластолюбие становится страстью, когда душа любит удовольствие от Божьей благодати больше, нежели самого Бога. Развиваясь в триедином естестве человека, эта страсть проявляется чувственной любовью к ублажению души и тела. Человек больше концентрируется на своих чувственных радостях, чем на радости от умственного (духовного) почитания Бога и единства с Ним, и замыкается на телесных и душевных удовольствиях.
В естественном и правильном состоянии коренные функции (потребности) души составляют сущность счастья, но под влиянием самолюбия они исказились и стали коренными страстями. Человек истинно счастлив, когда славит и благодарит Бога; ценит Его творения, но больше любит их Творца; чувствование Божьей благодати вдохновляет и радует душу, помогает стремиться к Богу. Страсти заглушили эти потребности, и человек в погоне за удовлетворением самолюбия стал несчастлив в плену страстей.

В духовной борьбе со страстями можно выделить следующие ключевые моменты.

1. Основная цель – восстановить естественные потребности души, снова направить их к Богу. Приоритетно борьба ведется не с производными, а с коренными страстями, и каждому человеку рекомендуется знать свою главную страсть. Когда исправляются коренные потребности, ослабевают и отсекаются производные страсти. Но первичную страсть самости, породившую страсти славолюбия, сребролюбия, сластолюбия, по Феофану Затворнику, «легче истреблять в её детях, нежели саму в себе».

2. Страсть начинается как любовь без меры и порядка, она неразумна, в отличие от Святого Духа: он – разумная любовь. Врастая в душу, страсть изменяет естество души, становится подсознательной и вредной потребностью. Действуя через чувства, она разрушает ум и волю. Основная задача – научиться разумно любить: из сферы подсознания страсть перевести в сферу расширенного и упорядоченного сознания и работать над ней – разумно мыслить (понимать, что есть истинное благо) и с Божьей помощью воспитывать в себе правильную любовь (привязанность, наклонность) и её проявления.

3. Для борьбы со страстями необходимо очистить и возродить силы души. Ум наполнить духовными знаниями, равняться на Бога, внимательно и глубоко мыслить; волю укрепить послушанием, терпением, смирением; чувства подчинить уму и воле, нацелить их на отслеживание страстей (трезвение). Об этом состоянии души и её сил гласит первая заповедь Иисуса Христа: возлюби Бога всем сердцем, всей душою, всем разумением.

4. Человек сам не может преодолеть страсти. Только благодаря действию Святого Духа душа обретает бесстрастие, поэтому духовная борьба со страстями – это разумные действия ума, воли и чувств, чтобы в душу проник Святой Дух и исцелил её. При этом не следует концентрироваться именно на действиях, основное внимание уделяется Богу и Святому духу, ради них и с их помощью возрождаются силы души и её естественные потребности.

5. Коренная страсть создаёт производную страсть – в ней искажённая любовь теряет свои последние природные свойства и перерождается в агрессивную захватническую потребность, которая без разума и без совести становится эгоистическим потребительством. Производная страсть проявляется злее и активнее. Пока мы боремся лишь с нею, мы находимся в её системе координат, не видим руководителя (коренную страсть), поэтому не наращиваем, а больше растрачиваем силы. Борьба со страстями становится истощающей войной со слабостями, в которой мы, если надеемся на себя, будем побеждены тем, что обманемся и станем на сторону боримой страсти или впадём в другую. Например, неправильно одолевая гордыню, мы впадаем или в тщеславие (если думаем, что успешно), или в уныние (если, по нашему мнению, неудачно). Чтобы не совершить эту ошибку, в работе над страстями каждой из них необходимо противопоставить добродетель: если наступает тщеславие, славить Бога и благодарить людей; если возникает осуждение, концентрироваться на чувстве своей греховности.

6. Страсть может проявляться через ум, волю и чувства, т.е. её носителями выступают мысли, желания, эмоции. Если мы собраны, внимательны, не поддаёмся, действие страсти будет локализовано и угаснет благодаря Божьей помощи и усилиям души. Для этого необходимо создать правильные мысли, желания, настроение, действия. Основными инструментами для этого производства являются благодатные размышления, страх Божий, память о своих грехах, покаяние, благодарность. Необходимо помнить, что первым восстанавливается ум, но сама душа остаётся наполненной страстями, которые будут восставать, поэтому при нападении страсти важно сохранить ясность ума (именно его страсти пытаются подчинить в первую очередь), не позволить духу упасть под действием душевных и телесных страстей.

7. В борьбе со страстью необходимо учитывать форму её проявления и степень поражения ею – это пока помысел, услаждение, желание или уже пленение и принятое решение, за которым следует дело. Лучше стараться отражать страсти на уровне помыслов, при этом понимая, что отсекая эти действия страстей, нужно сознанием погружаться в недра души и преобразовывать страсти в корне. Это может приводить к их большему восстанию, поэтому необходимо разумно оценивать внешнюю ситуацию, внутреннее расположение и состояние сил души, чтобы знать, как действовать – наступать, обороняться или отступать (Феофан Затворник), например, в данный момент стараться сохранить имеющиеся остатки сил души (ясность сознания) или освободить часть сил души, изменяя свои наклонности.

8. В борьбе со страстями нужна «главная побеждающая мысль» (Феофан Затворник). Этот трезвящий сознание инструмент, выработанный и доведённый до чувства, в трудную минуту поможет вернуть ясность, перестроить мышление, желания, чувства, удержаться от необдуманных действий. Лучше, чтобы таких мыслей было несколько на разные ситуации. В случае сильной сиюминутной агрессии страсти побеждающая мысль может быть самой простой – «в страсти не принимаю решения (действия)». Если страсть скрыто одолевает сознание, необходима сильная проясняющая мысль, воздействующая на коренную страсть, – «гордыня желает славы, смирись».

Таким образом, борьба со страстями требует следующих основных действий:
– изучить страсть, определить её состав, понять её корень, что возможно сделать сохранённым от помутнения умом;
– сдерживать страсть терпением и в уме, воле и чувствах воспроизводить нелюбовь к страсти, чтобы перенастроить естественные потребности, вычленить из них страстность и преобразовать её в покаянии;
– переключить внимание на добро, обращаясь к Богу, созидать его, чтобы вовлечь и перенаправить силы души в духовное делание. Страсть ослабеет и иссякнет с прекращением её питания и под действием благодати.

Добавить комментарий

rfwbs-slide