Гордыня останавливает познание (я все понял)

Гордыня кроется в чрезмерном полагании на себя в познании и понимании. Конкретнее, это значит – я сам решаю, что я понял. Какое основание этого решения? Своя воля и видимость (иллюзия) понимания, т.е. на некотором этапе мышления (в начале или в середине познания) мы решаем, что знаем. Мы становимся мерилом истинности знания, которое считаем реальным отражением действительности.

Можно привести два случая остановленного (несостоявшегося) познания:

  1. Человек воспринимает знание на уровне образа – в целом, без подробностей – и решает, что обладает реальным знанием. В действительности у него есть только видимость знания – плоская картинка на поверхности сознания. Убедиться в этом помогают уточняющие вопросы, например, определение причины и следствия, части и целого и т.д. Ответы обнаруживают пустоту образа.
  2. Человек сконструировал некое понимание, имеет объемный образ и представление о его деталях. Он мыслил, строил, но его знание относительно (соотносится с его мировоззрением, а не с реальностью). Убедиться в этом помогает сопряжение знания с действительностью – максимально всеобъемлющее и точное, без исключения неудобных деталей и противоречий. Несоответствие между представлением о действительности и ее реальным состоянием показывает недостатки знания или его отсутствие.

Как поступает горделивый человек? Хитрит, чтобы скрыть пустоты, или выстраивает свою базу знаний так, чтобы доказать свое мнение. Гордыня не позволяет признать свое незнание, но на каждое явление имеет свое мнение. Мышление горделивого не сопряжено с действительностью – между ними стоит мнение, свое представление о жизни. Это жизнь по формуле Протагора – «человек есть мера всех вещей…» – как человек чувствует и представляет себе мир, таким он, по его мнению, и является. Например, не видим мы духовных законов, значит нет их – создаем себе свою реальность, которая периодически крушится от малых и больших катастроф. Почему? Как невозможно построить здание, не учитывая физические законы, так нельзя воспитать человека и организовать общество вне законов духа.

Каждый человек видит мир сквозь свое мировоззрение – иначе невозможно, но каждый должен изучить его строение – как я взираю на мир и почему именно так понимаю? «Познай себя» – Святые знали, что это краеугольный камень развития человека. Рассмотрение себя выявит искажения в уме, глядящем на мир. Царь Давид во «исступлении своем» сказал: «Всяк человек ложь» (Пс. 115). Пророк Святым Духом был «поднят» над плотским измерением ума и увидел Истину. Как бы не выстраивал человек вавилонскую башню своих умопредставлений, он не сможет подняться к реальному видению и пониманию сути вещей без Бога, тем более, находясь в падшем и поврежденном состоянии.

Бог – Свет разума человека. Он просвещает, показывает, помогает понять. Человек должен аккуратно вместе с Богом сформировать, сотворить знание. Но «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5) – Бог разумен и ведает, что гордый в знание встраивает свое, а не Божие, и в итоге сотворит собственное представление, исказив Божие откровение. Тем более, горделивый в самомнении сам отвернется от света, лишь бы создать собственное удобное представление. Поэтому Бог заповедью сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», а Евагрий Понтийский пояснил: «Царство Небесное есть бесстрастие души, совокупное с истинным ведением сущих».

Истинное ведение – это наука, т.е. человечество призвано познать глубину смыслов, лишь не нужно считать себя решившими ключевые вопросы жизни, а послушаться Божьих заповедей и, как писал, Иоанн Лествичник: «от послушания рождается смирение … от смирения – рассуждение; от рассуждения – рассмотрение; а от сего – прозрение». Например, думающий человек обнаружит пределы материального мира и, чувствуя его тесноту, задастся вопросом – в чем смысл жизни? И будет вознагражден прозрением: Бог – смысл жизни. А дальше вновь познание… Кто такой Бог? Какой Он? Как Его познать? И окажется, что соединение – это истинный способ познания, а процесс бесконечен, поэтому не скажешь – я все понял.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide