Как работает внимание

Внимание определяется как направленность восприятия (направленность сознания) на объекты и явления. Духовники учат внутренним деланием помещать ум во внимание, конкретизируя, что основным механизмом, обеспечивающим внимание, является ум и его функции – мышление, восприятие, память, контроль, регулирование.
Рассматривая понятие внимания на примере физического зрения и материального объекта (например, человек смотрит на дом), мы можем понять, что внимание заключается в том, чтобы как можно лучше рассмотреть объект, восприняв и зафиксировав его детали, создать из них верный образ. Значение имеют не только ясность физического зрения, но и ясность сознания, его устойчивость и мощность. Мы можем долго смотреть и увидеть немногое, если мысли отвлечены, ум рассеян, а быстрый и внимательный осмотр даст больше информации. Качество сознания обеспечивает внимательность, и, как следствие, мощность восприятия и преобразования информации.
Внимание, как и ум, имеет качественные и количественные свойства. Первые определяются уровнем знаний, добродетелей, недостатков человека. Ко вторым относятся объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение внимания. Свойства взаимно обусловливают друг друга.
Внимание в своей основе предполагает собранность ума и рабочее мышление. Чтобы состоялся процесс восприятия, ум должен обладать определённой базой и свойствами, например, некоторые виды энергии человек научился регистрировать с развитием технологий, до этого они были недоступны для познания и восприятия. Так знания и добродетели позволяют человеку видеть жизнь: людей, ситуации, процессы. Опытный врач произведет диагностику пациента лучше и качественнее, чем студент. Заботливый специалист будет лучше вникать в ситуацию, чем его коллега, равный по профессионализму, но менее человечный.
Система знаний срабатывает как микроскоп, который позволяет зафиксировать детали, затем человек, используя мышление и память, распознает их, обрабатывает, преобразует в целостные представления и понимание. Благодаря знаниям во внимание попадают ранее недоступные факты, что влечет за собой более оснащённую умственную деятельность.
Добродетели (терпение, ответственность) помогают направить ум на более глубокое и внимательное выполнение работы, адаптированное к жизни и к людям, например, врач, намечая программу лечения пациента, может поступить правильно, но формально, по протоколу, а может максимально учесть жизненные обстоятельства больного.
Страсти вносят хаос в сознание – создают разнонаправленные, отвлекающие и негативные мысли, чувства, желания. Теряется сосредоточенность, осознанность, внутренняя упорядоченность, уму трудно охватить вниманием задачу (ситуацию). Оно рассеивается или закостеневает на реальной или воображаемой проблеме, и мы не видим, что происходит внутри нас и вовне, не замечаем, теряем детали, формируем искажённое представление.
Внимание обеспечивает прямой контакт (связь) с тем, на что/кого оно направлено, – так мы касаемся того, на что/кого направляем наш ум. Внимание обеспечивает реальное взаимодействие. Ум становится внимательным в процессе изучения новых знаний, воспитания качеств и образования навыков. Внимательная работа со знаниями предполагает следующие действия: ум концентрируем на имеющемся знании, изучаем и добавляем к нему новые детали (откровения) и/или корректируем в случае наличия неверных деталей, осмысливаем с разных ракурсов своего мировоззрения, формируя доступную на данный момент Абсолютно точно исчисляемую мысль. Критерием внимательной (неотвлечённой) работы ума является его изменение с учетом нового (обновлённого) знания и приложенных усилий (возрастает «мускульная» сила ума). Подобным образом производится работа над качествами и недостатками: мы разбираемся во внутреннем устройстве, с Божьей помощью стараемся наладить проявление в сознании и поведении духовных качеств. Внимательная работа ума (прочих сил души) приводит к накопительному росту и развитию сознания и внимания. Если ум не собран и невнимателен, мы лишь приблизительно знаем, что происходит в душе, мы не можем управлять внутренними процессами: мы их если и ощущаем, то не распознаём, поскольку не касаемся их своим вниманием (умом, волей).
Сила внимания зависит от качества мышления. Когда мысли рассеиваются, их необходимо собирать воедино, проверяя содержание. Склонность к рассеянию зависит и от содержания мыслей. Наделяя их правильным содержанием, мы направляем их в требуемом направлении. Если мы хотим, чтобы внимание было обращено к Богу, мы должны стараться думать о Нём. При этом нужно избегать неправильной образности, поскольку ум отвлекается и утрачивает обращённость к Богу. Это наглядно понятно, когда в разговоре с людьми мы невнимательны к ним – увлечены своими мыслями и образами, не слышим, что нам говорят. Мы не можем обработать сообщаемую нам информацию, поскольку она до ума не дошла – не было контакта внимания. Нужно потрудиться и добавить уважение, ответственность, интерес в процесс мышления, чтобы повысить уровень внимания. Фактически мы создаём содержание и форму мыслей, чтобы услышать и понять человека. Эти подготовленные мысли дополняются сообщаемой информацией.
Любая мысль (чувство, желание) может стать фокусом настройки внимания, который создаёт призму восприятия, через которую мы увидим себя и окружающий мир. Эта призма направляет, усиливает или ослабляет восприятие (например, намерение чувствовать и осознавать свои ошибки и слабости направит внимание внутрь души для внутреннего делания). Мысль, чаще система мыслей, которые используются как фокус внимания, должна быть осознана и конструктивна – она станет точкой опоры для организации ума и внимания во внутренней и внешней работе. Некоторое время ориентиры внимания устанавливаются в ручном режиме, со временем сознание становится внимательным автоматически. Если, например, сознание «захватит» обида и станет фокусом внимания, восприятие и мышление будет завязано на ней. Мы будем внимательны к чужим недостаткам, и даже сами их вообразим, но внимание к своим ошибкам ослабеет и исчезнет.
Вместе с вниманием направляется внутренняя энергия. В сосредоточенном состоянии мы способны собирать ее воедино и направлять на выполнение необходимых действий. Когда мы работаем в единстве с Богом, мы ощущаем и Его благодать, и поглощенность работой. Если мешают внутренние переживания (например, от дела отвлекают обиды), качество внимания и, соответственно, мощность энергии и связь с Богом ослабевают. Мы не чувствуем отдачи и вдохновения, вслед за этим пропадает желание что-либо делать. Поэтому для внимания необходима бодрость духа и осознанность желаний (мотивация) – эта структурированность сознания позволяет более качественно направить внимание и внутрь себя, и вовне, усилить его намерением и решимостью действовать.
Внимание ума как способность внимать – воспринять и обработать информацию определяется не только имеющейся у нас благодатью (знаниями и добродетелями), но и Святым духом, проникающим в душу по Божьей воле. Бог может устремить наш ум и внимание в нужном направлении, помочь воспринять нужную информацию. Это Божья помощь, которая требует рабочего мышления, чтобы не пропустить её.

Добавить комментарий

rfwbs-slide