Кто такой Бог

Бог в полноте Своей сущности для человека непостижим, но познание Его – для человека необходимость и условие развития самосознания.

В Евангелии от Марка сказано, что один книжник спросил Иисуса Христа: какая первая из всех заповедей? «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь! И вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12:29-34).

Исходя из этого писания Царство Божие можно определить, как видение, разумность и знание, даруемые Богом, который есть Свет для человека. «… Царство Бога и Отца – ведение невещественное и, как сказал бы иной, созерцание самого Божества». «И не иным чем, братия, почитайте небесное царство, как истинным разумением Сущего, которое в божественных Писаниях называется и блажеством» (Василий Великий). Неслучайно Иоанн Креститель и Иисус Христос призывали: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», т.е. осознайте свою неправду и сможете воспринять правду, дающую видение смыслов жизни и истинных ценностей.

Святые опытно установили, что благодать Святого Духа дает возможность видеть свои грехи и страсти, осознавать их и бороться с ними. Признаем, что это есть обретаемая разумность, когда человек может увидеть себя и осознать ошибки своего мышления и поведения, определить их неразумность и вред. Иными словами, истинная разумность человека – это живущий и действующий в нем Бог. Мы же привыкли по-настоящему разумные мысли относить на свой счет и приписывать заслугам своего мышления, вместо того, чтобы благодарно понимать проявление Бога в себе. При этом мы порой не можем отличить истинную разумность от мнимой, ложной, поэтому первая заповедь блаженства (счастья быть разумным и понимать Бога) говорит о том, чтобы познать нищету своего духа, увидеть внутреннюю пустоту и далее согласно заповедям восходить к Богу.

В восьмой притче Соломона премудрость взывает: «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. … Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем …»

Это иносказательная суть вступительных слов Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5).

Человек – словесное, т.е. разумное, существо. По Образу Божиему в начале, т.е. во главе человека, должен быть разум, а не чувства и инстинкты. Во главе разума человека – Бог, иначе его сложно назвать разумным. Для этого человеку необходимо взыскать разумение, т.е. включить мышление, осознавая свою тьму и потребность в свете. Тогда Бог соединяется с умной частью души человека (посредством Духа),и человек обретает возможностьвидеть и познавать себя и мир. Эта разумная адекватность в нас есть действие Бога, свет нашего разума – это Бог. «… Бог знает правду и мудрость, Сам будучи изначальной правдой и мудростью …» (Василий Великий).

Такое понимание Бога не умаляет Его, но приближает нас к Нему. Ибо когда говорили приблизилось Царство Небесное, это означало откровение Бога – Его большую открытость для людей Своей природой и законами, но и большее требование к осознанности людей.

Без Бога мы обладаем «лжеименным разумом» (Тим. 6:2), «т.е. произвольным ложным умствованием, присвоившим себе имя разума. Точное и правильное понятие об Истине есть знание, знание от видения, видение – действие Святого Духа. Когда нет знания истинного в уме, оно заменяется знанием сочиненным. Люди часто сознаются в этом невольно, не понимая сами, какое глубокое значение имеет их сознание; они говорят: «Мы приняли так понимать», т.е. составили, за неимением знания точного, мнение чуждое всякой точности» (Игнатий Брянчанинов).

Трагедия человечества в ХХІ веке заключается в том, что от лжеименного разума мы падаем в чувственно-инстинктивное бытие, когда нами руководят впечатления и желания. Нам все труднее мыслить и созидать идеи, искать смысл жизни и жить во имя высоких целей. Та часть нашего существа (разум, словесность), которая является в нас высшей и призвана для вмещения Света и Жизни, т.е. Бога, все менее нами востребована и задействована в повседневном бытии. Тогда каким оно становится? И как далеки мы от Бога и здравомыслия?

Как обретать разум? Соломон сказал: «познание Святого – разум» (Притч. 9:10), т.е. если мы в молитве с покаянием и смирением познаем Бога, Он вселяется в нас, давая разум и премудрость: «… водруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас самого Бога» (Василий Великий).

Оставьте комментарий

rfwbs-slide