Методы и инструменты работы над страстями

В исходной страсти самолюбия мы закрываемся от Бога. И даже если поначалу чувствуем достаточный жизненный тонус, иммунитет души ослабевает, поскольку сокращается поток поступающего в душу Святого Духа. В ослабленной внутренней среде обостряются душевные болезни. Духовная неполноценность проявляется страстными потребностями компенсировать недостаток Святого Духа. Мы хотим признания и похвалы – так активизируется гордыня и тщеславие. Мы мним о своём высоком достоинстве и заслугах и присваиваем духовные (таланты, знания) и материальные (собственность, деньги) Божьи дары – так произрастает сребролюбие и жадность. Действуя в совокупности с гордыней и тщеславием, сребролюбие и эгоизм производят зависть и ревность. Почитая себя очень достойными или унывая от своей негодности, мы еще больше нарушаем внутренний баланс, и возникает тяга к удовлетворению чувств приятными ощущениями – обостряются чревоугодие, плотские страсти, тяготение к развлечениям, отдыху, отвлечениям.
Часто отступление от Бога незаметно для нас, но следующие за ним производные страсти, одолевающие нас через негативные мысли и чувства, мы не увидеть не можем – они наполняют душу, искажают мышление, ведут к ошибкам. Если мы стараемся сохранить здравомыслие и осознать своё состояние, перед нами предстаёт совокупность взаимосвязанных открыто и скрыто действующих страстей. Как над ними работать?

1. Привести в порядок сознание. Ум должен остаться как можно более чистым, чтобы мы увидели проявление страстей, для этого их (ум и страсти) необходимо стараться разделить. Сохраняя здравомыслие, честность и уважение, стремиться к Правде и просить у Бога помощи, и Он поможет осознать действие страстей. Удерживаясь от загрязнения ими мышления, мы увидим в себе желание похвалы и признания, импульсы собственничества, уклон в расслабление, которые овладевают сознанием.

2. Определить источник и состав страстей. Стараясь установить причинно-следственные связи, мы дойдём до истока страстей – гордыни. Нельзя останавливаться на её проявлениях в помыслах, необходимо определить её более глубокое измерение – расположение чувств. Мы обманываем себя, отражая горделивые мысли и не замечая, что постоянно ощущаем себя, будто выше всех. Если мы сосредоточимся на производных страстях (на унынии или зависти), мы оставим без внимания коренную страсть – самолюбие и то, что мы отвернулись от Бога. Двигаясь вглубь души и разбираясь в деталях страстей, увидим корень – их воспроизводит гордыня, разрастаясь в тщеславии, сребролюбии, зависти, ревности, поэтому работать необходимо именно над гордыней, это ослабит действие производимых ею страстей. Например, считая себя достойным более высокого положения в обществе, постараться разглядеть в составе этого желания превознесение себя. Гордыня и сребролюбие при сравнении себя с другими людьми создают зависть, ревность, пренебрежение ближними. Необходимо определить причины той или иной формы выражения гордыни, поскольку она по-разному проявляется в своих производных ипостасях в зависимости от того, что именно мы о себе возомнили, и это поможет точнее определить, какими составляющими и как питается гордыня.

3. Сделать правильный выбор. Удерживая перед внутренним взором корень гордыни и его проявление, например, тщеславие, определить для себя: что важнее – Бог (Правда) или похвала (страсть)? Осознав этот выбор, умом, волей, чувствами стать ближе к Богу и всеми силами души прикрепиться к этому выбору, а совершить его – это, по сути, смириться. Если это трудно сделать, просить сил у Бога. Ясное представление о себе (что есть я, а что моя страсть) поможет сделать правильный выбор. Утвердиться в выборе помогут доведенные до чувства духовные мысли-установки. Например, не единожды прочувствованное понимание, что цель и смысл жизни – это спасающий нас Бог. И вот теперь страсти пытаются увести в сторону, чтобы мы в неблагодарности выбрали удовлетворение ложной потребности. Эта мысль о главной цели жизни поможет отрезвиться, но для этого необходимо стабилизированное внутреннее состояние, т.е. при сильном накале страстей даже побеждающая мысль может не сработать. И это понимание крайней ущербности страстей, как заготовку, также необходимо иметь, чтобы подпитывать им здоровое опасение страстей и страх Божий. На выбор будут влиять греховные помыслы и чувства, нашептывая похвалу или предъявляя претензию Богу и людям, но ум, воля и чувства должны быть сосредоточенными на главном – на видении гордыни и на предстоянии Богу и желании быть на стороне Правды. Необходимо учиться осознавать силу наступающей страсти (помысла) и оценивать текущее состояние душевных сил, чтобы правильно действовать – ты сейчас можешь вести с Божьей помощью наступление на страсть или пока возможна только оборона (отступление), поскольку требуется восстановить сознание и крепкую связь с Богом, а затем наступать на страстные помыслы и чувства.

4. Покаяние и благодарение. Держась сознанием за Божью Правду, мы лучше видим, насколько в душе проросла и укрепилась гордыня, пустив свои корни и побеги, увидим, что пренебрегаем Богом, не благодарны, не ценим Его помощь. Эти размышления помогут достичь покаяния, сожаления о содеянном и желания исправиться. Трезвым умом нужно оценить, сколь многое Богом дано, и благодарить. Перейти от восхваления себя к славолюбию Бога – прославлению Его воли и помощи, от сребролюбия – к почитанию Творца перед данными Им творениями, от сиюминутных душевных или телесных удовольствий – к духовному сластолюбию и стремлению к Божьей благодати. Очищая духовные потребности души тщательно подобранными инструментами (например, смирением, бескорыстием, дисциплиной), утверждаться в их выполнении и воспитывать сознательную любовь к Богу.

5. Просить у Бога сил и прикрепляться к Нему умом, волей, чувствами. Собранность ума, воли и чувств поможет осознавать свои малые силы, немощи, а также наступающие страсти. Эти сигналы будут признаком того, что мы постоянно отклоняемся от Бога, поэтому снова и снова должны просить у Бога сил и прощения за превознесение себя. Уделять внимание изменениям в настроении, настраивать верное движение ума, воли, чувств, чтобы они были свободны следовать за Богом. Ощущая утешение и избавление, не расслабляться, не мнить, что справились, а всё больше освобождёнными силами души устремляться к Богу, покаянием запечатывая пути, которые в душе проложили страсти. Этими действиями необходимо настроить ум, волю и чувства на обращённость к Отцу Небесному, чтобы сократить почву для разрастания самолюбия и гордыни. Постепенно ум, воля и чувства привыкнут к общению с Богом, действовать по наитию Святым Духом, почитанию импульсов от Отца Небесного, послушанию им как истине. Ум дисциплинированно станет внимательным к самому себе, к воле и чувствам, чтобы быть послушным собеседником Богу.

6. Покаянием удерживать память о своих грехах и отражать движения страстей. С Божьей помощью действие страстей ослабевает, но не прекращается – они еще остаются в душе. Памятуя о грехах и страстях, стараться не оставлять работу над собой, чтобы не возноситься, не гордиться, не давать поводов к появлению производных страстей. Память о грехах направляет внимание ума к их осознанию и покаянию, и страсти больше подконтрольны уму, воле, чувствам, формируется отрицательное отношение к страстям. Их сдерживание должно сопровождаться ручным режимом делания добродетелей: это не даёт питания страстям и ослабляет их, когда, например, эгоизм теснится заботой о ближних, гордыня – смирением и т.д. Если часто атакует помысел, что мы многое значим, и, отражая его, мы чувствуем недостаток сил, нельзя роптать и унывать, нужно помнить, что основной инструмент – смирение, с которым нужно обращаться к Богу за помощью. Просить терпения, честности, мужества, простоты, чтобы ясно видеть горделивые помыслы и идти глубже, чтобы перерабатывать горделивое расположение чувств. Греховные мысли и чувства преобразуются покаянными и благодарными мыслями и чувствами, например: мы – должники Божьи, одарены Им, поэтому не можем присваивать дары и требовать почестей. Порой, чтобы преобразовать помысел, нужны большие усилия, потому что мы вовремя его не прогнали и не переработали и успели им увлечься, заразился не только ум, но и воля с чувствами, поэтому страсть получила простор для действия, растит греховное желание. На каждой стадии проявления душевных недугов нужны разные инструменты и подходы. Если убрать из греховного желания страстную составляющую (например, тщеславие или зависть), мы можем осознать, что нам не нужно его воплощать в жизнь или мы увидим духовные способы его реализации. Страстей необходимо опасаться, но нельзя их бояться, избегать осмысления и работы над ними, особенно когда есть силы и Божья помощь, т.е. не впадать в уныние, когда поднимаются горделивые помыслы, или мы совершаем неправильные поступки.

7. Изучать свою душу, страсти, пути их проявления и способы пресечения, чтобы иметь знания, инструменты для работы, исправлять и предупреждать с Божьей помощью повреждения ума, воли и чувств. Необходим тщательный анализ помыслов и желаний, поскольку через них действуют страсти. Например, если мы обычно не отягощены помыслами сребролюбия, а оно активно проявляется, это может быть связано с тем, что гордыня, не получая себе питания в духовных формах, ищет его в материальных. Мы же при этом можем думать, что не гордимся, поскольку нас никто не хвалит, поэтому необходимо глубже анализировать истоки сребролюбия, искать проявление гордыни. Аналогичные движения могут быть со стороны физических страстей. Обязательным является понимание, что, не уследив разрастание гордыни, мы, в конечном итоге, будем иметь дело со многими её производными, по которым можем понять, что ослабили послушание Богу. Важно понять, как обычно происходит отступление от Бога, чтобы изучить свои слабости и особенности.

Добавить комментарий

rfwbs-slide