Некоторые инструменты гордыни

Часто в попытке сделать доброе дело в самом широком смысле этого слова или когда нечто доброе для нашей души происходит с нами, мы ощущаем некоторое сопротивление, которое, как разновидность нечистой силы является гордыней. Изучая свою душу в повседневной практике, я открыл для себя много нового и интересного, касаемо нее. Что же это за субстанция, которая сопровождает нас практически от рождения и до самых последних дней? Можно ли с ней справиться? Жива ли она? Эти и многие другие вопросы по меньшей мере беспокоят.
Большое количество Святых Отцов разных времен уделяли гордыне много писаний, подробно изучали ее. Я хочу рассказать о некоторых наблюдениях с точки зрения простого человека. Хочу описать свои ощущения и опыт соприкосновения с гордыней.
Исходя из всех своих чувств и переживаний, я пришел к тому, что гордыня лежит в основе всего, что сопротивляется духовному развитию и всему, что полезно для души. Я так ее чувствую и так ее понимаю на данный момент. Однако часто доброе делание для души сопровождается телесным дискомфортом, поэтому разного рода воздержания, многие послушания и наказания вызывают гордыню. Отдельно хочу обратить внимание на то, как гордыня может маскироваться под добродетели. Более того, это настолько сложный для меня механизм, что даже после глубокого осмысления и помощи Свыше я не могу полностью исключить гордыню из своих поступков. Часть ее всегда остается. Приведу пример. Однажды в рабочей обстановке мне удалось предостеречь сотрудника от серьезной ошибки, которая могла бы повлечь за собой смерть пациента и стать серьезной неприятностью в жизни начинающего доктора. С помощью своего духовного Отца в тот момент я был несколько подготовлен к этой ситуации и воспринял ее как действие само собой разумеющееся для верующего человека и не требующее лавр. Это поверхностно. Однако более глубоко возникло далекое чувство возвышенности над молодым сотрудником и чувство того, что я поступил правильно и достойно. Это и есть гордыня! Осознав это, я попросил Отца Небесного о помощи в работе над своими слабостями и начал духовные размышления и трезвления. Это помогло и значимость меня в ситуации в моем мышлении стала меньшей и более соответствующей реальному вкладу. Сразу же последовало чувство того, что я очень правильно поступил и оказался молодцом, просто не оставив все как есть, а обратился за помощью и подробно разобрался где и почему возникла гордыня. За этим благим, казалось бы, делом снова скрывался корень всех грехов. Объявив о своих наблюдениях и чувствах Духовному Наставнику, он сразу же выписал мне лечение в виде хорошей встряски, вспомнив мне мои некачества и напомнив, как малозначителен маленький шаг хорошего поступка на пути к Творцу на фоне всех других пробелов. Это возымело свой добрый эффект и я отвернулся от самолюбования и настроился на работу. Через некоторое время, вспомнив о том, что после доброго дела я все-таки выследил и победил гордыню уже дважды и продолжил труды, появилась идея в виде трудно уловимого ощущения того, что я, собственно, кто? – снова молодец. Что привело к малозаметному, но самолюбованию, что и является гордыней.
И хотя, проведя духовную работу с помощью своих Наставников и Учителей удалось несколько уменьшить наличие гордыни, полностью убрать ее не получилось. Наблюдая за этим пороком и за тем как он проявляется в различных ситуациях, можно было бы сказать, что гордыня «ведет себя» как некая живая субстанция. Будто она имеет свой собственный разум и довольно развитый. Однако, считать так, мне кажется, также ошибочно как принимать вирус за живой организм в широком смысле этого слова. Гордыня не жива, однако мы сами наделяем ее жизнью. Используя наше мышление, наш разум и интеллект в целях гордыни мы оживляем ее и ставим на Святое место – во главу мышления, как двигатель всех наших поступков.
На сегодняшний день я подобрал из множества советов и рецептов работы над гордыней подходящий для себя. Чтобы быть менее подверженным гордыне лучше всего для меня переключаться на деловой режим восприятия. То есть, смотреть на свои поступки в первую очередь с точки зрения целесообразности и пользы. И после доброго дела обращать внимания и внутреннее зрение не на роль своей персоны, а на пользу для общества, пути приумножения таких дел и наличие своих ошибок, которые всегда имеются. Это не дает гордыне проявляться в полном объеме. Однако такая практика совсем не исключает гордыни. Только постоянный регулярный труд в смирении поможет переработать этот порок и не позволять ему проявить себя.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide