Обида и как с ней справиться. Вторая попытка разобраться

Обычно матерью обиды является гордыня, из-за которой мы имеем высокое мнение о себе и принижаем всё, что нас окружает, диктуем свои условия Богу и людям. Обычно мы этого не замечаем, пока боль обиды не пронзит душу. Рассмотреть в обиде свою гордыню мы можем благодаря внутреннему деланию, иначе силами души будут руководить страсти: умом овладевает несогласие (гордыня рисует нам нашу правоту и несправедливость жизни), чувствами – гнев и жалость к себе, волей – желание сопротивляться и/или нежелание что-либо делать. Эти реакции образуют обиду и завязывают на ней силы души, и показывают, что в душе нарушено единство с Богом.

Таким образом, в обиде присутствуют: гордыня и произведённое ею самомнение, далее – возникающее из-за них несогласие с жизнью, следующие за ним реакции – гнев, жалость к себе, сопротивление. Они управляют умом, чувствами, волей, и это влияние разрушает силы души.

Как проводить внутреннее делание, чтобы освободить душу от обиды?

Прежде, чем работать над обидой, нужно собрать силы души. На время обиду отставить в сторону и сосредоточиться, чтобы ум стал внимательным, чувства – трезвыми, воля – пребывала в бодрости и решительности. Далее Бог в помощь, и мы умом, волей и чувствами предстаем перед Ним, памятуя, что Он видит и слышит нас, любит и поможет разобраться, справиться с обидой.

В Богообщении происходит духовное воспроизводство сил души – необходимо с Божьей помощью восстановить ум, волю и чувства, чтобы справиться с обидой.

  1. Обратиться к Богу с просьбой: «Отец Небесный, помоги укрепиться, обрести терпение и смирение». В этот момент можно сразу почувствовать Божье Присутствие в душе, а иногда это возможно после существенного восстановления сил души благодарностью и памятью о своих грехах.
  2. Благодарность начинается с ума. Этим оком души нужно взглянуть на себя, свою жизнь, на окружающих людей и увидеть, сколь многое мы имеем для пользы души. На этом сосредоточить мысли и благодарить, пропитывая ум осознанием участия Бога и людей, значения Божьих уроков, доводя мысли до чувства благодарности. Как результат мы почувствуем теплоту единения с Богом и людьми, восстановится желание быть на стороне Божьей Правды.
  3. В сочетании с благодарением необходима память о своих грехах. Жизненно важно постоянно осознавать свои ошибки, чтобы трезво мыслить о себе и не обвинять Бога и людей, понимать, что Божий промысел учит не превозноситься и не быть злопамятным. Это подкрепит смирение и благодарность Богу и людям.
  4. Привести в порядок силы души помогает искренняя молитва, память об обетах, данных Богу, и обязательствах перед людьми.

Страсти всё представляют в искажённом свете: о своих грехах мы не помним, и считаем, что нам все должны. Обида это отношение закрепляет. Когда мы благодарим Бога и людей и помним о своих грехах, мы восстанавливаем смиренное состояние ума, воли и чувств. Создаем конструктивные мысли, чувства и желания, чтобы, опираясь на них, работать над страстями. Насколько возможно силы души освобождаются от обиды, останавливается ее питание и воспроизводство. Мы можем сосредоточиться на разборе страстей и обиды.

В духовной работе над страстями-создателями обиды можно обозначить ступени:

  1. Обратиться к Богу с просьбой: «Отец Небесный, помоги увидеть и осознать ошибки, страсти и грехи». И с Божьей помощью определить истоки обиды – коренную страсть, которая ее произвела. Это уязвлённое самолюбие или, другими словами, задетое самомнение. Самолюбие задевается в производных страстях, когда не удовлетворяются славолюбие и/или сребролюбие и/или сластолюбие. Через них мы можем определить, относительно чего завышено мнение о себе, например, хотим больше признания (славолюбие), завидуем (сребролюбие), желаем комфортной жизни (сластолюбие). Действующая в душе страсть делает нас ранимым и обидчивым, мешает правильно воспринимать жизнь.
  2. Выявив неправильное мнение о себе, чувства и ожидания, которые привели к обиде, нужно понять, что в них неправильно, и, прося у Бога помощи, изменить их покаянием, начиная с мыслей. Покаянная мысль будет воздействовать на превознесённое мнение о себе и исправлять его. Одновременно с этим создается правильное мнение о Боге, о людях, о жизни.
  3. Сформированные правильные мысли нужно прочувствовать душой: умом и волей внедрить покаянные и благодарные мысли в душу, как можно глубже, придавая им вес размышлением и осознанием, чтобы ощутить свое греховное превознесение, неблагодарность к Богу и людям. Станет стыдно за горделивое мышление и поведение. Исчезнет чувство превознесённости, душа глубже почувствует единство с Богом и людьми. Осознает, что в самолюбии и обидах была нечувствительна к их любви.
  4. Прорабатывая мысли, чувства, желания, мы можем чувствовать гнев, осуждение, жалость к себе, уныние. Нужно выравнивать ум пониманием, что это реакция болезни души, и не сдаваться, просить у Бога помощи, стараясь удерживать правильную линию покаяния в своих грехах, чтобы не впасть в самооправдание и самобичевание.

Исправление мировоззрения принесет свои плоды, которые нужно закрепить в поведении. Не считать себя центром мира, которому хочется всё за всех решать. Привыкнуть думать о себе, как о части, как все люди. Понять, что есть главенствующая Божья воля, что каждый человек наделен свободой воли, и нужно уважать людей, их решения и поступки. Самому же вести себя, руководствуясь духовными заповедями, не принимать страстных помыслов и поддерживать смиренное состояние сознания, поскольку падение духовного иммунитета ведет к обострению самолюбия и обидчивости.

Если обида возникла, когда нам что-то резкое сказали или сделали в страстях, или человек проявил слабость и предал, нужно, помня о своих грехах и работая над своими страстями, стараться его понять и простить, просто потому, что это по-христиански и жизненно важно для души. И понимать, что это не человек виноват в том, что мы обиделись, а мы слабы в своём несмирении и нужно очень потрудиться, чтобы не обижаться.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide