Образование XXI века

Основная цель образования как в XXI веке, так и во все предыдущие и последующие времена заключается в том, чтобы научить ребенка мыслить, чувствовать, понимать жизнь и фактически ее продолжать. Дети в каждую эпоху, по сути, одинаковые, и в то же время свой отпечаток накладывает время и условия жизни – достигнутый уровень мировоззрения, система знаний, достижений, технологий, ценностей. Внешняя среда становится внутренним содержанием детей, которое они впоследствии будут воссоздавать своими мыслями, чувствами и действиями в своих потомках. Поэтому на родителях и учителях лежит большая ответственность – создать правильные условия для жизни и развития детей.

Педагогика как наука имеет множество знаний и наработок, но сегодня мы видим, что внешние обстоятельства могут рассеивать и искажать систему представлений о развитии человека. В СССР образование было нацелено на формирование культурно богатой личности с идеологически правильным мировоззрением, однако присутствовали элементы идеологического принуждения и закрытости от внешнего мира. С начала 90-х годов образование под давлением изменений во внешней политике и социально-экономических процессах смещает акценты. По-прежнему стоит задача подготовить человека с определённым уровнем знаний и умений для выполнения определённых функций в обществе, воспитать в нём патриотизм, но утрачена некая фундаментальная цель и основа, более глубокая, чем та, на которой теперь основывается здание мышления и мировоззрения человека. В результате, что мы можем наблюдать? Человек может обладать хорошим интеллектом, развитой системой знаний, но у него слабая самоидентификация, т.е. ему легко внушить некую «модную» ценность или повернуть весь его потенциал на реализацию негативных целей или хороших целей, но деструктивными способами. Сложно сказать, какими будут технологии и быт через 50 лет, но с уверенностью можно утверждать, что основные ценности человечества не меняются, изменяется отношение к ним и их концентрация в обществе.

Основные цели, задачи и направления системы образования.

1. Образование не является передачей знаний, это развитие личности человека – его индивидуальности (качеств и свойств), которая проявляется в воспитании, обучении, общении и труде. Знания – это строительный материал, который ребенка необходимо научить использовать, помочь ему организовать (образовать) своё мышление и мировоззрение. Поскольку знание не передаётся, а взращивается, этот процесс основан на формировании в ребёнке почвы (фундамента) – личностных качеств (привычек), необходимых для учёбы и труда (трудолюбие, честность, ответственность, уважение). Не менее важен подбор знаний и ценностей, которые будут развивать личность человека.

2. Педагогика нацелена на выявление природных способностей (таланта) ребенка с тем, чтобы определить возможности обучения. Но таланты в ребенке могут быть в сочетании с отрицательными чертами, или ими блокированы, или неразвиты в силу сложных жизненных обстоятельств. Например, талантливый, но непослушный ребенок, требующий постоянного внимания к себе, нуждается в том, чтобы с ним сначала наладили личностный контакт (доверие), помогли навести порядок в его душевных настройках (дисциплина), а затем, используя эти ресурсы, обучали знаниям. В ином случае отрицательные черты будут затруднять общение и усвоение предметных знаний. Эти моменты известны педагогам, однако долг требует глубже разбираться в личностных особенностях каждого ребенка и помогать учиться, поскольку обычно выявляется, что ребенок обладает большим потенциалом, чем он изначально проявлен. Учитель должен помочь раскрыть и приумножить природные дарования ребенка. Их необходимо рассматривать как стартовый капитал, которому следует придать определённую огранку и динамику в соответствии с потребностями развития человека и общества. Поэтому под образованием можно понимать процесс создания в человеке такого образа мышления, когда ему становятся доступны для познания и использования силы и способности его души, т.е. по сути это настройка хозяйственной структуры (мышление, воля, чувства) для применения и приумножения человеком своих сил и качеств и исправление недостатков. Мышление человека необходимо делать глубже, чтобы задействовать более глубокие уровни сознания и подсознания для его развития, по аналогии как человечество последовательно разрабатывает технологии для использования природных стихий и недр земли. Без воспитания характера интеллект и таланты не имеют прочной платформы для раскрытия и применения в обществе и могут нанести вред неокрепшей личности человека.

3. Духовный потенциал учителя – это его профессиональное зрение и инструменты, необходимые для работы с детьми, т.е. знание предмета должно быть подкреплено знанием души человека и личностными качествами. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский (1823-1870) писал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», поэтому он полагал, что педагогика по своему развитию пока находится в младенчестве. Это утверждение и сегодня справедливо в части познания человеческой души и методах работы с ней. Духовные и душевные качества учителя позволяют наладить связь, через которую будет взращиваться строительный материал знаний и формироваться мировоззрение ребенка. Без такого рода взаимодействия учитель преподает знания, но не отслеживает, в какую систему в широком смысле выстраивается мышление ребенка. Нередки случаи, когда личные ограничения и проблемы педагога для ребенка становятся камнем преткновения в познании предмета, особенно если учитель позволяет себе выражать негативные эмоции в отношении ученика. В педагогике следует учитывать механизм духовного восстановления и развития учителя. У него должен быть постоянный баланс сил и качеств для организации воспитательного и образовательного процесса, поскольку внимание и забота об учениках требуют возобновления душевных сил. В этой части научная педагогика должна быть направлена на то, чтобы выявлять и приумножать качества и способности не только ученика, но и учителя.

4. Какова цель образования? Научить ребенка выполнять определенные функции и задачи в обществе и / или помочь ему стать полноценной личностью? Это вопрос функционального (развитие памяти и интеллекта) и личностного (правильное отношение к себе и окружающим людям) развития человека. Если педагоги останавливаются на первой задаче, то дети могут знать и уметь многое из школьной программы, но это не будет способствовать их личностному развитию и становлению, если не наладить, как его называл А.С. Макаренко, процесс производства человека. Это преодоление преград и преобразование недостатков (страхов, лени, неверия, самоуверенности), которые препятствуют не только обучению, но и общению, профессиональной деятельности. Эти факторы напрямую влияют на образовательный процесс, и, если педагог их игнорирует, он оставляет человека несформированным, неразвившимся. Опасно ориентировать и останавливать детей на функциональном развитии как на самоцели. Интеллект будет восприниматься как цель, а не средство для более важных задач, и это приведет к развитию эгоизма. Воспринимать знание школьной и университетской программы (по сути, развитие памяти и интеллекта) как предел образования – это ошибка и заблуждение. Молодые люди должны продолжать познание себя и строительство своей личности, но жизненные реалии таковы, что не все достигают достаточного функционального развития знаний (умения их применять в жизни) и тем более не все могут закрепиться и реализоваться в обществе, как из-за своих недостатков, так и по причине проблем самого общества. Человек может быть способным и знающим, но несчастливым, потому что не сумел реализовать себя.

5. Если образование ставит перед собой задачу не останавливаться на функциональном развитии, а помогать личностному становлению человека, необходимо определить его критерии. Это сложная духовная задача, которая заключается в том, чтобы последовательно помочь ребенку повзрослеть, проведя его через познание себя и научив управлять своими биологическими и душевными (психологическими) импульсами и процессами, сформировав духовную целостность, осознанность и направленность на развитие. Иными словами, личность – это категория духа человека, который необходимо помочь создать, чтобы человек мог разумно мыслить и действовать с учётом своих достоинств и недостатков. Это развитие имеет вполне чёткие и осязаемые цели – продуктивный труд, направленный, прежде всего, на всеобщую пользу. Эгоизм следует рассматривать как отклонение от нормы и признак неразвитой личности человека, потому что развитые личности умеют заботиться об окружающих людях и нести ответственность за общее дело, поставив свои таланты и способности на службу миру и добру. Определив эту цель, можно понять, какое ценностное питание необходимо дать детям, чтобы сформировать в их мышлении подходящую для жизни систему ценностей. Если мы будем останавливаться на функциональном образовании и ориентировать детей на личный успех и материальное благополучие как смысл жизни, мы не только оставляем многих из них неразвившимися, но и сеем массу проблем для всего общества. Спустя почти 200 лет всё также актуальны слова К.Д. Ушинского – «можно надеяться, что человечество, наконец, устанет гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет создавать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке, убедившись не на словах только, а на деле, что главные источники нашего счастья и величия не в вещах и порядках, нас окружающих, а в нас самих».

6. Педагог как специалист может лучше других увидеть, какое значение имеет правильная структура ценностей и к каким последствиям приводит их искажение. Для полноценного роста и развития физического тела человека определены ценные элементы, без которых развиваются болезни. Если ребенок не получает нужных духовных элементов и в избытке поглощает и усваивает вредные элементы, он вырастет слабым и разрушенным, но не телом, а душой. Поэтому система образования в нашем столетии должна выйти на научное обоснование системы ценностей как совокупности элементов для духовного воспитания и развития личности детей. Пока же мы в некоторых моментах сделали шаг назад и видим, что изменение общественного уклада может существенно трансформировать систему ценностей и по-разному обосновывать их значимость, например, превалирование индивидуализма и, как следствие эгоизма, над общностью людей, или тотальное доминирование государственных интересов и контроля над личностью, и это приводит к её разрушению. Это значит, что духовные ценности как нормы должным образом не защищены наукой, законом и здравым смыслом. Они меняются вместе с правящей идеологией, порой отвергаются ценности первостепенного значения и признаются ценными вредные понятия. Мировоззрение ребенка – это живая ценностная система, на её созидание требуются годы и, если в обществе планомерно разрушать шкалу ценностей, дети будут дезориентированы в понимании, что хорошо и что плохо. Педагогам придётся с нуля закладывать основы здравого отношения к жизни, последовательно выстраивая живое конструктивное мировоззрение. Например, несколькими десятилетиями ранее гомосексуализм считался душевной болезнью, психическим отклонением, сегодня он всё больше воспринимается как явление жизни, имеющее полное право на существование. Многие молодые люди именно так и относятся к этой проблеме, и чтобы объяснить им обратное, педагогам необходимо пояснить многие базовые понятия и создать правильное отношение к ним, чтобы у детей прояснилось мировосприятие.

7. Подводя итог и учитывая вызовы и угрозы, а также ошибки, которые многократно повторяет человечество, какое мышление человека следует определить как цель образования XXI века?

а) способность думать в правильном духовно-ценностном направлении. Идеологии меняются, а качество мышления определяется, прежде всего, духовностью человека, т.е. при кардинальных изменениях люди не будут разрушать страну и общество, убивать сограждан;

б) способность мыслить глубоко, поскольку это помогает приходить к единству и согласию, а не дробиться по второстепенным и третьестепенным признакам на многие группы, которые зачастую вступают в конфронтацию;

в) способность грамотно принимать и понимать инакомыслие: например, если в классе есть дети нескольких вероисповеданий, учить уважать другие точки зрения и не пытаться их унизить или уничтожить;

г) способность мыслить открыто и гибко, без догматизма, но уметь выделять главное и отсеивать деструктивные ценности и явления, т.е. формирование духовного иммунитета;

д) способность и любовь к самообразованию и работе над своим мышлением, волей и чувствами, которую необходимо прививать и укреплять как необходимую и постоянную форму труда над своими достоинствами и недостатками;

е) способность конструктивно и реально мыслить –  человек должен быть подготовлен к жизни и принятию решений, т.е. наряду с совершенствованием врождённого интеллекта развивать житейский интеллект (мудрость).

Оставьте комментарий

rfwbs-slide