Око души

Святые Отцы учат, что ум – это око души. Возьмем это знание как опорную точку и рассмотрим, как работает человеческий глаз. В его строении есть хрусталик, который выполняет функцию линзы. Линза преломляет свет, поступающий извне, собирает его в единый поток и направляет его на сетчатку глаза, где свет преобразуется в нервные импульсы, которые далее идут в мозг и обрабатываются в образы. Хрусталик представляет собой линзу, имеющую многослойное строение, состоящую из внутриглазной жидкости, нарушение её состава приводит к помутнению хрусталика. Кривизна хрусталика изменяется специальными мышцами в зависимости от того, на каком расстоянии находится объект, который мы хотим видеть.
Наш ум работает как линза, которая должна быть правильно настроена, иначе происходит расфокусировка (мы не можем ясно и точно воспринимать окружающую действительность) или помутнение мышления (мы всё видим в искажённом, неправильно преломлённом свете). Правильная настройка ума как ока души – это его сосредоточение на связи с Боговым, контроль реакций, происходящих в душе и в мышлении, чтобы предотвратить его расстройства. Ум рассеивается по многим причинам, например, по лености человек не старается мыслить, или проникает вредоносный помысел (страсть), и происходит расслабление, рассеивание и помутнение ума. Он начинает «парить» (как это состояние называли Старцы), человек не настроен воспринимать Бога и действительность, занят беспорядочными мыслями, фантазиями, обидами, страстями, желаниями. Если ум не настроен, то в душу почти не проникает Божий свет. Для ума и души Бог и Его свет важны настолько же, насколько необходим свет для физических глаз. Если его выключить, мы ничего не видим, находимся во тьме. Если мы выключаем мышление, мы выключаем себе свет и теряем здравое рассуждение и понимание.
Рассеянный ум нужно собрать, т.е. организовать, сфокусировать духовное зрение, чтобы видеть свет и то, что он освещает. Исходящая от Бога благодать быстро проникает в душу, поскольку ум не рассеян и не замутнён, с Божьей помощью очищен и открыт для Божьей благодати.
Информация об окружающей действительности воспринимается нашим мышлением в зависимости от чувствительности и ясности ума, обрабатывается (формируется целостная, насколько это возможно, картина) и поступает в душу. Там этот поток информации вступает во взаимодействие с тем материалом, который есть в душе, и запускаются различные реакции: положительные и/или отрицательные в зависимости от ситуации, нашего понимания и состояния души. Необходимо регулировать процесс настройки ума, формирование понимания ситуации и реакцию души на неё. Упорядоченный ум, по слову Иосифа Исихаста, «как хороший эконом, доставляет пищу, подходящую для просвещения и здравия души», поэтому мы должны заботиться о чистоте и частоте мышления, иначе в душе накапливаются вредные элементы (страсти и грехи), и мутнеет ум.
Многогранность мышления определяет, сколько граней жизни мы способны увидеть: насколько глубоко мы раскладываем поток информации на составляющие. Чистота мышления определяет ясность: насколько качественно в нашем сознании обрабатывается информация для правильного понимания. Конструктивность мышления обеспечивает качество свода информации – формирования картины событий. Это характеристики мощности ума, его настройка производится воспитанием, регулируется волей и мышцами-добродетелями, которые в душе сформированы с Божьей помощью. В частности, терпение помогает удерживать мышление сосредоточенным, честность – не искажать себе в угоду информацию, старание – лучше и глубже изучать ситуации. При этом человек, настраивая свой ум, который не им самим создан, должен беречься от гордости, потому что, как заметили Святые Отцы, и, например, Иосиф Исихаст, «человек должен знать, что не сам он удерживает ум, а божественная благодать», тем более что «ум не может оставаться в одном положении, особенно у того, кто слаб в духовном».

Добавить комментарий

rfwbs-slide