Примирение с историей

В рамках реализации проекта «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» 30 октября 2017 года в Москве с участием Президента Российской Федерации был открыт мемориал «Стена скорби» в память о жертвах политических репрессий. Событие обществом было воспринято неоднозначно, потому что одни его члены с болью вспоминают советское прошлое, потому что потеряли своих родных и близких в лагерях, другие – отзываются с радостью о великих временах и с тоской об утерянной державе. Советский Союз неоднозначен, было в нем и то, и другое. Есть и те, кто считает Великую Октябрьскую революцию трагедией в истории российского государства, обвиняя Ленина и его соратников в захлестнувших страну убийствах и грабежах. Как примирить народ с такой историей? Это непростое дело, требующее взвешенного подхода к историческому процессу, учитывающего, что историческое полотно – это поступки людей с их добродетелями и страстями.


В указанном проекте предлагалось не опираться на героев советского прошлого, а обратить взор в глубину исторических времен, чтобы определить более достойные точки отсчета и ориентиры для развития страны. Понятно, что избирая их в прошлом, мы намечаем направление движения страны в будущем, поэтому важно ясно мыслить, наблюдая периодические попытки переоценить прошлое. 
Не все современные молодые люди знают точно, почему пала царская Россия. Некоторые приписывают захват власти большевикам, и эти заблуждения могут стать почвой для предвзятого отношения к тому историческому периоду. Февральские массовые беспорядки и волнения 1917 года привели к тому, что 2 марта по инициативе представителей Государственной думы царь Николай II отрекся от престола. Они к тому моменту создали Временное Правительство, которому не удалось справиться с внутренними и внешними проблемами, начался раскол между его членами. В октябре 1917 года большевики взяли власть в свои руки. Начался смутный период – такова реальность переворота в любые времена. Когда рушатся контуры государства и общества, наружу с особой силой выходят темные стихии человека. Они уже к этому моменту накоплены, подогреты недовольством властями и приумножены из-за отсутствия качественного воспитания и образования, поэтому в условиях революции люди выпускают на свободу свои нелучшие силы души. Так было в 1917 году и в 1991 году (начало и конец Советского Союза) и в последовавших за ними годах. Многое решают люди у власти, и само общество, потому что власти будут вынуждены реагировать на процессы в обществе. У власти оказываются выходцы из народа, которые действуют исходя из обстоятельств, своих и общественных знаний, слабостей и воспитания. Были перегибы, был белый и красный террор. Это всё нужно учитывать. Максим Горький в своих «Несвоевременных мыслях» (1917-1918 годы), наблюдая за происходящим, отмечал «…люди слишком привыкли к тому, что их «с измала походя бьют»,— бьют родители, хозяева, била полиция. И вот теперь этим людям, воспитанным истязаниями, как бы дано право свободно истязать друг друга. Они пользуются своим «правом» с явным сладострастием, с невероятной жестокостью. Уличные «самосуды» стали ежедневным «бытовым явлением», и надо помнить, что каждый из них все более и более расширяет, углубляет тупую, болезненную жестокость толпы». Поэтому огульно обвинять большевиков и коммунизм в те времена не имеет смысла, проблемы были с обществом в его большинстве. Горький сомневался, что Ленину удастся реализовать идеи социализма, видя, насколько от них далеко сознание крестьянства. Через некоторое время их воплощение говорило само за себя, в том числе благодаря таким революционным по тем временам мерам как электрификация всей страны и всеобщее обязательное образование. Колоссальных усилий стране стоили успехи, и порой они оцениваются и отнятыми жизнями, о справедливости чего одному Богу известно. 
В наши дни, подытоживая XX столетие, непросто для постсоветских стран определить героев для настоящего и будущего времени, с учетом того, что государства прошли несколько революционных переворотов, особенно если исторически значимые выдающиеся люди не принимали новых идей и вступали с ними в противоборство. Например, недавняя ситуация в Петербурге показала, что попытки опереться на героев времен царской России могут закончиться неудачно, как это произошло с памятной доской русскому генералу Карлу Маннергейму. Её установили в июне 2016 года, а в октябре того же года ее пришлось демонтировать – местные жители были недовольны и пытались ее испортить. Фигура генерала в русской истории весьма неоднозначна. Хорошо зарекомендовав себя на службе при императорском дворе в Русско-японской и Первой мировой войнах, он отказался сотрудничать с большевиками и уехал в Финляндию. На посту главнокомандующего финской армией воевал на стороне «белых» против «красных», а в 1941-1942 годах воевал против СССР. Неудивительно, что среди граждан найдутся недовольные памятной доской в его честь, и таких исторических личностей не мало – тех, кто жил в эпоху слома ценностей и ориентиров, и не только не принял нового уклада, но и стал сражаться против него. 
Легче определять героев и ориентиры, когда страна развивается, последовательно эволюционируя, но есть такие территории, которые побывали в составе разных стран, с разными порядками и отношением. У них были свои герои, которые к тому же имели свои методы борьбы за свои идеалы. На Западной Украине герой – националист Степан Бандера. Непростые были времена и герои неоднозначные, но должны быть некие фундаментальные ценностные ориентиры, которые помогут дать правильную оценку жизни и деятельности человека, чтобы не повторять его ошибок в масштабах государства. В советские времена власти к нему относились отрицательно, потому что он выступал против СССР, но как только Союз распался, Бандере почти сразу был установлен памятник на его родине. За двадцать шесть постсоветских лет на территории Западной Украины их установлено уже более 40, кроме того после раскола на Украине в 2014 году началась декоммунизация и снос памятников Ленину. Это значит, что семена долгое время могут лежать в земле и при благоприятных обстоятельствах прорастают. И это можно сказать, как о хороших, так и плохих семенах, а жизнь такова, что одновременно прорастают и те, и другие, поэтому управление страной предполагает культивирование нужных и очищение от негодных семян. И нужно быть вдумчивым и внимательным к общественным процессам, потому что в истории любого народа могут найтись герои, которых можно поднять на знамёна для осуществления опасных для государства манипуляций. Бандера свою жизнь посвятил украинской национальной идее, но сам национализм и применяемые методы часто противоречили принципам человечности. Сегодня, принимая идеи и методы Бандеры без глубокой духовной оценки, Украина не только обостряет свои отношения с соседями (Польшей и Россией), против которых он действовал, но и формирует соответствующее мировоззрение у своих граждан, особенно молодежи. Хотя сама история показывает, к чему это может привести. 
Анализируя советский период, можно назвать немало важных достижений, но есть и отрицательные моменты, в частности политические репрессии и лагеря, в которых погибали люди. Их внуки и правнуки несут в себе боль за своих родных и близких, поэтому Стена скорби может выражать их чувства. Но она не может и не должна перечеркнуть хорошее и светлое, что было в Советском союзе, о котором по-доброму вспоминают многие люди, прожившие счастливую жизнь и воспитавшие таковыми своих детей. Дать однозначную оценку советскому прошлому – значит, вычеркнуть одну из частей общества, но бесспорно – это была великая держава со своими положительными и отрицательными явлениями. 
В проекте о национальном примирении, который был представлен Президенту Российской Федерации в 2011 году, говорится о необходимости покаяния и десталинизации сознания российского общества, т.е. признания трагедии тоталитарного режима. Важно, чтобы осознание ошибок не привело к очернению истории и отречению людей от своего прошлого, от своих корней, без которых ни человек, ни страна не могут стабильно развиваться. Интересным является факт, что в последние годы по оценкам социологических опросов уменьшается число россиян, считающих Сталина бесчеловечным правителем. Российская история знает не одну волну по десталинизации сознания граждан, но все же, по мнению россиян (начиная с 1999 года), он является выдающейся личностью в мировой истории. Причина, думается, в том, что в 90-х у людей была возможность отведать другой жизни, сопоставить и сделать выводы, и теперь властям не следует вычеркивать достижения СССР из памяти нации, а наоборот, учитывая ошибки, найти глубокую основу для синтеза всех необходимых составляющих, чтобы создать идею, способную объединить и примирить людей. 
Борьба с инакомыслием силовыми, запретительными (Бога нет) и заградительными (от стран капиталистического лагеря) мерами, из-за которой в СССР проявились элементы тоталитаризма, в сознании многих граждан поставила знак равенства между коммунизмом и тоталитаризмом. Тоталитарным был фашизм, что сегодня становится поводом ставить на одну ступень коммунизм и фашизм. Ошибкой советских властей была попытка построить коммунизм методами, которые иногда действительно оказывались тоталитарными, а коммунизм – это идея духовного и материального единства людей. Его, как мы теперь понимаем, можно достичь последовательным духовным воспитанием и образованием граждан, понимая человеческие стихии и желания. Коммунизм не равен тоталитаризму: первое – это цель, второе – это неверно выбранное средство. Фашизм же имел иные цели и задачи, для которых тоталитарность стала закономерным следствием. 
 

Оставьте комментарий

rfwbs-slide