Самолюбие и почему его легче побеждать в его детях

Иисус Христос дал две наибольшие заповеди. 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. 2) Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Это заповеди правильной любви, меры любви к Богу, себе и ближнему. Всеми силами души нужно любить Бога, открываясь Ему, вмещая благодать любви, правильно проявляя её к себе и ближнему: любовь к себе – это мера, которой нужно отмерять любовь к ближнему. Меру не следует понимать только как количество любви, речь идет, прежде всего, о её качестве. Когда мера любви нарушается, возникает самолюбие – мы любим себя больше, нежели Бога и ближнего, и любим себя не той любовью, которой нас учит Отец Небесный.

Самолюбие – это корень страстей, он проявляется в трёх производных, которые соотносятся с силами души: умом мы превозносим себя (славолюбие), волей владеют эгоистические желания (сребролюбие), чувства привязываются к удовольствиям (сластолюбие).

Самолюбие произрастает на почве добродетели любви из-за нарушения её меры, поэтому чтобы победить эту страсть, нужно настроить верную меру любви к Богу, себе и ближнему. Как это делать? Приведем в порядок силы души, действуя по Божьим мерам, чтобы благодать проникала в душу и восстанавливала её силы. Будем стараться умом, волей и чувствами предстоять перед Богом, мыслить смиренно – побеждается превознесение; помнить о смерти, иметь страх Божий, разуметь главенство духовного над материальным – искореняется сребролюбие; чувствовать Божью любовь и проявлять ее к людям, воздерживаться от излишеств – преодолевается испорченность чувств. Таким деланием в душе преодолеваются страсти, отсекаются пути проявления самолюбия – побеждается и оно само. Поэтому Феофан Затворник писал, что первичную страсть самости, породившую страсти славолюбия, сребролюбия, сластолюбия, «легче истреблять в её детях, нежели саму в себе».

Оставьте комментарий

rfwbs-slide