Собирание сил души – это пропуск в духовный мир

Духовный мир человека рассмотрим в двух аспектах: душевном и духовном. Первый предшествует второму. Человек собирает силы души – ум, волю, чувства – и его внутреннее делание представляет собой душевные добродетели (старание быть рассудительным, терпеливым, смиренным, насколько позволяет состояние сил души). В этом делании человек в некоторой степени видит духовный мир, свою нищету и малосилие, поэтому молится Богу и просит о помощи. Бог помогает благодатью – Святой Дух соединяется с духом человека, и его делание обретает иные свойства – духовные (укрепляющая благодать делает человека духовно зрячим, терпеливее, смиреннее, рассудительнее, и человек должен осознавать источник этой добродетельной силы). Об этом качественном различии писал Игнатий Брянчанинов: «Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рождаемых молитвою: первые – душевны, вторые – духовны».

  1. Душевный аспект.

Духовный мир человека – это мысли и помыслы, духовные и душевные чувства, желания и воля. Это наш внутренний мир, поэтому мы должны научиться его видеть, управлять им, строить его с Божьей помощью.

Ум – это око души. Он предназначен для восприятия и осознания духовного мира, владения им с помощью других сил души – воли и чувств.

Увидеть что-либо расфокусированными глазами невозможно. Так и рассеянный ум не может видеть помыслы, осознать чувства и желания. Поэтому первым необходимо сосредоточить ум, чтобы он был во внимании, воспринимающем внутренний мир, особенно, помыслы. Необходимо «не давать мыслям разбегаться, не «щупать» умом все подряд, не прилепляться умом к каким-либо предметам, явлениям, процессам, иначе к мыслям подключаются чувства, и вместе они ещё больше овладевают умом, а следом и волей» (http://www.neierusalim.ru/vnutrennee-delanie-chast-1/).

Чувства отражают и сигнализируют о происходящих в душе реакциях и процессах, поэтому к ним также должно быть обращено внимание ума – это трезвение чувств, т.е. любые чувства, возникающие в душе должны осознаваться, и ум должен оставаться трезвым.

Воля должна быть в готовности помогать уму удерживать страсти и желания, проявляющиеся через чувства души. Она должна быть бодра, чтобы помогать уму удерживать благодатные, отрезвляющие мысли. Ум должен контролировать, а чувства ощущать бодрость воли, поскольку любой страстный помысел может увлечь ум, рассеять его, и мы останемся за пределами духовного мира (не сможем его осознавать и управлять им), но будем под давлением его страстной и греховной части.

  1. Духовный аспект.

Дух – это высшая сила человеческой души, предназначенная для познания Бога. «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (Феофан Затворник).

Собранные ум, воля и чувства – это основа включенного мышления и соединения со Святым Духом, потому что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20)». Дух человека, осененный Божьей благодатью, очищается и просвещается, силы души возрождаются и обретают иное качество. Так, человек старается сохранять внимание и видит, что ум постоянно рассеивается, но в соединении со Святым Духом внимание становится глубоким и устойчивым, т.е. «то внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения и от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией» (Игнатий Брянчанинов). Святой Дух просвещает ум человека, позволяя ему созерцать духовные смыслы, и он постигает Божью премудрость. «Является Господь исполнителю евангельских заповедей духовно, и видит Господа исполнитель заповедей духовным оком, умом, видит Господа в себе, в своих помыслах и ощущениях, осененных Святым Духом» (Игнатий Брянчанинов).

Благодаря внутреннему деланию и благодати Святого Духа созидается внутренний мир человека: растет количество и качество мыслей, чувства подчиняются уму и становятся восприимчивы духовному миру, воля способна продолжать Божью волю. Это есть домостроительство Храма Божьего в душе человека, в котором пребывает Бог-Святой Дух, и учит человека Истине.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide