Важные вопросы хранения ума

Хранение ума в основе имеет трезвение внимания (постоянную бдительность к помыслам) и смирение, в котором ум не парит, не отвлечен, не рассеян – он собран и сосредоточен на памятовании Бога и своих грехов. Если появляется греховный помысел, он отвергается усилием воли и обращением к Богу с краткой молитвой («Господи, помилуй»). Познание своих немощей и умножение молитв больше смиряют душу.
Порядок хранения ума требует дополнительных знаний, если душу возмущают страсти. Многие тонкости показал Преподобный Исаак Сирин.
1. Лучшей защитой ума Исаак Сирин считает Богомыслие, молитву и изучение Божественных писаний, охраняемые трезвением и рассудительностью человека. «При возрастающем и укореняющемся в нем разумении Божественных писаний бегут от него суетные помыслы, и ум его не может отстать от желания читать Писания или размышлять о читанном…» Страстные помыслы не проникают в сердце по причине «пресыщения сознания и ведения, которым наполнена душа…» Она насытилась «лучшею пищею» и не соблазняется суетными желаниями. Если человек оставит это внутреннее делание по нерадению и позволит войти греховным помыслам, «то принужден тогда бывает выдерживать брань».
«Когда сподобишься Божественной благодати и душевного бесстрастия, тогда разумей, что не вследствие непоявления в тебе безобразных помыслов или невозбуждения помыслов плотских (без них никому пробыть невозможно), также не вследствие помыслов, удобно тобою побеждаемых (потому что ими, конечно, не оскверняется и не возмущается мысль, как бы ни была она крайне высока), но вследствие помыслов лучшей мысленной деятельности не оставляется ум в необходимости вести с ними брань и губить их. Но как скоро приникнет помысл, хищнически похищается от сближения с ними некоею силою, вне воли состоящею, которая по навыку и по благодати удерживает закваску внутри сердца, которое есть обитель ума».
2. Помимо благодатных размышлений естественной защитой ума являются добродетели. Работающий над хранением ума созидает их. Правда и обратное: не заботящийся о добродетелях не может защитить ум от помыслов и страстей. «Никто не может победить страсти, разве только добродетелями ощутительными и видимыми; и парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения. Ум наш легок; и если не связан каким-либо размышлением, не прекращает парения. А без усовершения в … добродетелях невозможно приобрести сего хранения».
3. Как при появлении греховных помыслов Исаак Сирин наставляет «ободрять и поощрять к мужеству помыслы», так и «страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступить по первому сказанному нами правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их». Сопротивляясь страстям, ум сосредотачивается на них и, не усиливаясь в памяти о Боге и добродетелях, теряет пищу для веры, надежды и любви, душа утомляется и ввергается в уныние и холодность. Напротив, «…памятование доброго, когда приводим это себе на мысль, обновляет в нас добродетель» и укрепляет дух.
Исаак Сирин подчеркивает, что «должно не прекословить лукавым помыслам, но повергать себя перед Богом». Ошибка старающегося хранить ум может быть в том, что, не отвергая, а прекословя греховным помыслам, он вступает в собеседование с ними. «Если кто не прекословит помыслам, всеваемых в нас врагом, но молитвою к Богу прерывает беседу с ними, то это служит признаком, что ум его обрел по благодати премудрость…» В этом заключена суть хранения ума – не допустить его сочетания с помыслом, что особенно важно для начинающих путь духовного делания. Кроме того, пишет Преподобный, «не во всякое время имеем мы силу так воспрекословить всем сопротивным помыслам, чтобы прекратить их; напротив же того, нередко получаем от них язву, долгое время неуврачуемую».
4. Исаак Сирин советует отличать помыслы и сердце: первые подобны движению ветра, постоянно изменяются, второе суть «опора и основание». «И по твердости основания, а не по движению помыслов бывает воздаяние за доброе. Душа движением изменчивых помыслов не приводится в покой. Если же за каждое из них, хотя не имеет оно основания во глубине сердца, назначишь воздаяние, то близок будешь к тому, чтобы тысячекратно в день переменять тебе то блага свои, то противное тому». Ошибочно давать оценку душе по приходящим помыслам. Пока она не очистилась, много борима различными помыслами. Вера, мужество и терпение помогут не покинуть «твердыни» своей, смиренно памятовать о Боге и грехах. Оценивая помыслы, ум создает из них смятение и бурю, которые еще более пробуждают и укрепляют страсти. Не должно бояться помыслов, «Бог прекращает попечение Свое не за одно возникновение помысла, но за то, что ум останавливается на сем помысле».
5. Храня ум, необходимо понимать, что охраняется связь Богом, которая требует внутренней чистоты и памятования этой главной цели. «…Пусть будет в мысли твоей положена цель, к которой бы направлять тебе дела жизни своей». Без Бога ум впадает в забвение, неведение и разленение, и становится легкой добычей страстей. Тот человек сохранит связь с Богом в чистоте ума, кто «в безопасности удержит помыслы свои, лучше же сказать, удержит памятование о Содействующем ему и око сердца своего устремит к небу», чтобы не поддаться страстям, нашептывающим, например, через естественные нужды. Также Исаак Сирин советует малое пожелание ставить ни во что, «чтобы не питать в себе мысли о силе его распаления…»
6. Исаак Сирин различает происхождение помыслов и брани: порождаемые разрешением или порождаемые расслаблением и покоем. Первые труднее, потому что, давая себе разрешение, человек выходит из области свободы. «Если бы человек не отринул совершенно наблюдения за собою, то не был бы с насилием и невольно вынужден покоряться тому, что не доставляет ему покоя». Вторые, «как скоро человек оставит покой и возвратится на место дел, брани сии отъемлются от него и удаляются», потому что он не покинул области своей свободы и скоро возобновляет трезвение.
7. Уму в его охранении от греховных помыслов необходима правильная мера и качество мышления – «простота и непытливый нрав» по слову Исаака Сирина. Движимые верой, надеждой и любовью скоро спасаются в Царствие Божием, потому что «не возвращаются назад и не останавливаются, чтобы входить в исследование» о трудном пути. «А из тех, которые составляют много умствований, желают быть очень мудрыми, предаются замедлениям и боязни помыслов, приуготовляют себя и хотят предусматривать вредоносные причины, большая часть оказываются всегда сидящими при дверях своего дома». Более того, они «душам своим искапывают ров погибели, когда изобретают то, что служит к одолению их в них же источающимися ласкательствами мудрования их».
8. Трезвение в отношении каждого помысла хранит ум от смущения. Старание обрести внимание и различение малейшего движения мысли есть основа трезвения и душевного равновесия, потому что «победа человека, и одоление его, и сокровище, и защита его, и все у подвижника производится помыслом его и совершается в краткое мгновение…»

Оставьте комментарий

rfwbs-slide