Вера, доверие, уверенность

В общем плане вера – это настроенность ума, воли и чувств души, благодаря которой формируется особое внутреннее состояние и поведение.
Также в моем понимании слово вера означает безоговорочно принимать ту информацию от человека, которому я верю, хоть его слова могут быть недоказуемы и нет возможности их объяснить. Говоря «я в это верю» – означает, что я согласен с данным утверждением, даже если его не понимаю, достаточно будет того, что я верю тому, кто это говорит. Также вера основывается на знании и опыте. Не всегда, выполняя какую-нибудь работу, я знаю, как ее нужно будет делать. Но, исходя из имеющихся опыта и знаний, я верю в то, что смогу выполнить работу, за которую взялся.
Вера – это дар Божий, который мы получаем по усилиям верить, по делам веры, это то, что помогает человеку жить, стремиться к жизни. Я не всегда знаю, что может произойти на работе, дома, в общении с людьми, но вера, основанная на знаниях, опыте и рассуждениях, мне помогает жить и доверять людям. Она помогает мне быть уверенным в завтрашнем дне, в то, что я могу сделать. Вера помогает мне учиться, потому что я верю в то, что я изучаю. Благодаря вере, человек движется вперед, он развивается, познает то, что раньше не знал. На жизненном примере я это увидел, когда мой товарищ взял в ремонт сложную машину, где была повреждена крыша. Её нужно было удалять и ставить на её место новую. Но когда ему предложили восстановить эту крышу, вначале он не верил, пока ему не объяснили, как это можно сделать. Он поверил в свои силы, в то, что сможет это сделать, и сделал. Его вера опиралась на тот опыт, который у него есть и на опыт и веру того человека, который ему рекомендовал восстановить эту крышу. В результате после выполненной работы, он сказал, я ее сделал, потому что верил. Его сомнения убирались за счет знаний других людей, которым он верил, и которые помогали ему своими знаниями сохранять веру в то, что он сможет выполнить эту работу. Также из этого примера скажу, что учитель ученику помогает укреплять не только знания, но и веру, так как учитель имеет авторитет у ученика и ученик опирается на его рассуждения, жизненный опыт. Также, когда родитель говорит сыну, что хорошо, а что плохо, сын тоже верит, потому что опирается на знания и опыт родителя.
Также вера может происходить из любви, когда между людьми возникает любовь и желание к единению. Когда это происходит, тогда то, что строилось на доверии, перерастает в чувство самопожертвования. В чувстве любви человек верит, и чем больше он узнает любимого им человека, его честное мышление и поведение, тем больше он укрепляется в любви и вере к нему. Как мать готова на многие жертвы ради ребенка, так и любящий всем сердцем человек готов на самопожертвование ради любимого человека и веры в него.
Прекрасное объяснение сущности веры дал Киреевский Иван Васильевич в своей статье «О верующем разуме». «Сознание об отношении живой Божественной личности к личности человеческой служит основанием для веры, или правильнее, вера есть то самое сознание, более или менее ясное, более или менее непосредственное. Она (вера) не составляет чисто человеческого знания, не составляет особого понятия в уме или сердце, не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте. Потому главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где и разум, и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство, и таким образом восстановляется существенная личность человека в ее первозданной неделимости». В моем понимании это говорит о том, что в человеке вера созидается, когда объединяются силы души в обращении к Богу. Но для этого необходима Божья помощь, так как без Святого Духа это не может произойти. Поэтому вера – это Божий дар, для которого человеку необходимо потрудиться. Например, когда человек из-за трудностей и не способности решить проблемы своими силами, начинает искать выход, он старается верить тому, кто, по его мнению, может помочь. Он просит о помощи, раскаивается в своих ошибках, появляется смирение, постепенно происходит очищение, восстановление и объединение сил души, потому что Святой Дух проникает в душу человека. Чтобы начать эту работу, человеку хоть сколько искренно нужно верить, и выполняя внутреннее делание, он еще больше поверит окрепшими силами души.
Как человек возрастает в вере, рассмотрим на основе объяснения Исаака Сирина.
«Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верой. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верой есть ведение духовное.
Ведение естественное различает добро от зла, и оно именуется естественной рассудительностью, которой естественно, без науки распознаем добро от зла. Сию рассудительность Бог вложил в разумную природу; при помощи же науки она получает приращение и пополнение.
Естественное ведение, предшествующее вере, есть путь к вере и Богу. Будучи вложено в природу нашу Богом, оно само убеждает нас в том, что должно веровать Богу, приведшему все в бытие.
Сия вера производит в нас страх; страх же вынуждает нас к покаянию и деланию, и дается человеку духовное ведение, или ощущение тайн, которое рождает веру истинного созерцания».
Анализируя свое детство и юношество, я вспомнил, что у меня всегда были мысли о том, что Бог существует. И эти мысли часто меня убеждали, что должно веровать Богу. Они вынуждали меня искать Бога, что я и делал. В то время, когда это происходило, рядом с моим родительским домом жили верующие люди, у них была детская библия, по моей просьбе они давали мне ее читать, и я ее читал с удовольствием. Мысли о Боге понуждали меня Его искать, о Нем интересоваться. Даже, когда я стал отдаляться от Бога, становясь в юношеском возрасте старше, то во мне все равно эти мысли всегда присутствовали и вера не угасала. И когда я вспоминал Бога, во мне возникали искренние чувства уважения, любви и благодарности Богу, я верил в Него и Бог мне помогал. Как я не раз убеждался, Он всегда отвечал на мои просьбы, и мне это удавалось видеть и верить. На своем примере я понимаю, что в человеке есть ведение, предшествующее вере, убеждающее нас прийти к Богу и зарождающее в нас веру.
Вера без дел мертва, поэтому нужно отметить, что вера слагается из веры-знания и веры-делания. Это внутреннее и внешнее делание производится, чтобы достичь цельности личности, как мы это знаем от Бога и людей согласно духовных знаний. Духовники говорят, что деятельная вера начинается, когда человек видит свои грехи «как песок морской», т.е. он осознаёт, как страсти и грехи дробят его ум, волю и чувства, и не получается верить и жить, как должно, теряется связь с Богом. И прикладывает усилия, чтобы верить, поэтому верующее мышление – это стремление собирать силы души, чтобы жить правильной мерой жизни, по Божьему закону в каждое мгновение жизни.
Чтобы веру укреплять нужно выполнять Божью волю, делать добрые дела. Только с любовью и верой можно творить добрые дела. Когда я истинно люблю Бога и верю в Него, я стараюсь исполнять Его Заповеди, тем самым почитаю Бога и послушен Ему. А раз исполняю Заповеди, значит, исполняю Его волю и делаю добрые дела. Но для этого нужно трудиться и сознательно, усилием воли, отрекаться от греха.
Как я могу укреплять веру добрыми делами, так могу делами отрекаться от Бога и веры в Него. Отречься от веры можно не только словами, но и греховными делами. Когда нет желания отрекаться от страстей, это губительно для веры, из-за этого вера постепенно охладевает и со временем становится мертва. Пропуская в свой ум помысел, не прикладывая усилия воли, чтобы его отсечь, происходит умиление грехом, желание с ним объединиться, происходит греховное действие и нарушается Закон Божий. Из-за выбора человека вера в нем гибнет. И, когда человек пленяется грехом и говорит, что верит Отцу Небесному, он заблуждается. Не может человек служить и Богу и греху одновременно, потому что когда позволяешь себе грешить, колеблется вера. Когда грех пленяет, и не даешь ему отпор, не каешься, не просишь Бога о помощи, то грех руководит душой. Вера в Бога ослабевает и человек идет на поводу у своей страсти. Поэтому важно делать добрые дела, исполняя Заповеди Божьи, быть послушным Богу и Учителям, прилагать к этому усилия воли, умом это понимать, трудиться пока вера, хранимая умом и делом, не проникнется чувствами благодарности и благодатью Божьей, желанием служить Богу, творить добрые дела.
Неверие. Само неверие губительно для человека, потому что, когда я не верю в то, что делаю, я заранее обрекаю себя на провал. Потому что, когда нет веры, то не прилагаются необходимые усилия ума, воли и чувств, необходимый труд на выполнение работы. Каждая мелочь на пути реализации задуманного будет казаться непреодолимой стеной, препятствием. Будет появляться желание все оставить, бросить, не доводить дело до конца. Когда нет в человеке веры в Бога, нет и желания уповать на Его помощь, тогда есть самоуверенность. В таком состоянии человек не защищен от своих страстей и не может им сопротивляться. Любой помысел может омрачить ум и привести к огорчению и чем больше самолюбие, тем больнее будет удар и по вере в Бога, и в свои силы, что приведет к унынию. Только понуждение себя в вере, обращение к Богу за помощью и Божья помощь помогают избавиться от неверия.
Уныние. Уныние представляет большую опасность для веры, потому что вера – это стремление жить, а уныние – это духовная смерть. Вера помогает нарабатывать и укреплять добродетели души, а уныние их разоряет. Из своего опыта я замечал, как на меня действует уныние. Когда делал автомобиль, я рассчитал сумму на ремонт, но в процессе работы увидел, что затраты вышли больше, чем я ожидал. В результате, я не постарался собраться силами души и с верой в то, что я смогу выполнить свою работу хорошо без больших потерь, стал унывать. Вера во мне угасла, появился ропот, желание найти крайнего. Я перестал верить в работу, что она может приносить радость, для меня это оказалось большой обузой. Из-за такого расстройства я в себе увидел даже нежелание жить, а все потому, что мне не хотелось смириться и сохранить веру в то, что я справлюсь с работой. Вера активизирует силы души, прилагаются усилия к труду, а после Бог дает силы по трудам.
Доверие. Строение слова говорит, что оно до веры. Если вера – это целостное единое с Богом, насколько это возможно, сознание, то доверие – это усилие человека поверить на основе некоторого знания, понимания, предположения, чувства, желания в какой-то конкретной ситуации. Полноты сознания для полноценной веры на данный момент нет, но человек доверяется. Например, человек идёт на операцию. Он не уверен в её исходе, волнуется, но он старается верить, что Бог благ, поэтому доверяется Богу и Его воле – полагает свои силы души в доверии Богу. Таким образом, доверие требует некоторого уровня веры, чтобы прийти к еще более глубокому верованию.
Бывают ситуации, когда некоторые знания, понимания, чувства могут и освободить человека от усилия верить всеми силами души – собирать их в каждой новой ситуации, потому что нет сомнений и сопротивлений. Например, человек доверяет своему другу, потому что знает, что он ответственен, честен, и проверен многими годами дружбы. Когда он хорошо и старательно относится к своей работе, он последователен, аккуратен, вовремя выполняет работу. По этим делам я доверяю человеку. Я могу довериться ему в каких-то других делах. Также доверие будет укрепляться при взаимной работе, когда в процессе труда мы будем лучше узнавать друг друга, и наши взаимоотношения будут укрепляться делами. Также доверие формируется, когда я вижу труд другого человека и то, что я вижу, мое понимание труда, видимый результат, вызывают во мне доверие к человеку и веру в его достоинства.
Доверие к Богу во мне формируется не только от дел и от свидетельств людей, которые видели Его деяния и описывали их, но также и на моих жизненных ситуациях. Когда Бог научил меня уважительно относиться к родителям, правильно относиться к близким, быть благодарным, я стал Ему доверять. Поэтому стараюсь прислушиваться к рекомендациям Отца Небесного, их выполнять. Осознание доброты деяний, правильное их понимание, а также духовные писания, жизнь, законы Божьи, помогают больше познать Бога, Его деяния любви и заботы, формируют доверие Нему, и, следовательно, углубляют веру.
Уверенность. Строение слова говорит, что она у веры. У нас есть некое знание, чувство, понимание, в котором мы уже уверены. Силы души в них настолько упорядочены и укреплены, что не возникает и мысли сомнения, что может быть иначе. Например, другой человек идёт на операцию, но по его уровню веры он уверен, что все пройдёт по Божьей воле на благо его души. Это вера, глубоко проникшая в силы души и упорядочившая их настолько, что они становятся прочным фундаментом для мышления и поведения. Человек не волнуется.
Таким образом, мы видим, что вера – это основа. До и после веры находятся доверие и уверенность. В примере с операцией, мы можем также увидеть, что один и тот же человек может от волнения перейти к уверенности с помощью веры. С начала он будет опираться на то малое, во что верит, чтобы довериться, и, углубляясь, достигая целостности сознания, придёт к уверенности в Божьей помощи и проведении.
Уверенность – это состояние сил души человека, при котором он осознаёт правильность действий, основанных на Правде и вере Богу и людям. В моем понимании уверенность может проявляться в людях по-разному. В некоторых людях уверенность проявляется благодаря близким людям. Они для него являются опорой в работе, дома. Когда человек не знает хорошо свою работу, он учится. Из-за недостатка знаний у него может быть неуверенность в своих силах, но помощь опытного человека придает ему уверенности. Он знает, что если что не так, его поправят. Уверенный человек – это человек, опирающийся на помощь и знания того, кто мудрей, кто лучше знает. Поэтому уверенный человек должен быть смиренен и понимать, что у него ладятся дела благодаря помощи Бога и близкого человека. Например, начальник на производстве знает, как организовать труд, он этому обучен. Его подчиненный знает свою работу, он хороший специалист по изготовлению деталей, но он не знает, где достать материал, кому сбыть продукцию. Начальник знает, как это сделать, поэтому в совместном труде, работая со смирением, уповая на Божью помощь, у них нарабатывается уверенность друг в друге и в том, что их производство будет работать с Божьей помощью. Так и ребенок уверен в своем родителе. Он знает, что отец или мать за ним присмотрят, направят в нужную сторону, накормят, отведут в садик и заберут его после, при этом он должен стараться быть послушным. Ребенок чувствует близость к родителю, его заботу и опеку и это понимание у него формирует любовь и уверенность.
Уверенность человека в Боге также формируется на знаниях и опыте, на добрых делах. Ведь быть уверенным в Боге – это быть уверенным в правде. Когда я знаю, что поступаю согласно Заповеди Божьей, я уверен, что поступаю правильно, и Бог мне в этом придает сил и уверенности. Твердость в знаниях, в том, что поступаю верно, укрепляет меня.
Вера, доверие, уверенность – это инструменты для строительства души, которые взаимосвязаны друг с другом. Например, мы стараемся познать, что Бог благ. Познавая Бога, мы верим, что Бог благ. Далее развивая мышление и духовное зрение, мы видим Его таким, и мы уже уверены, что Он таков. И мы доверяем Ему, нам нет необходимости убеждать себя, что Бог благ. Это понимание существует в каждой конкретной ситуации, и оно становится основанием для того, чтобы верить Богу и выполнить Его волю. Со временем, по мере становления души, мы уже всё более уверены в Божьей благости.

Оставьте комментарий

rfwbs-slide