Духовный мир человека
Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Наша растленная природа склонна к скорому забвению всего святого и спасительного, потому что грехи и страсти непрестанно отуманивают, омрачают наши головы и сердца, занимают оные и господствуют в них, вытесняя воспоминания, помышления и чувства о священных событиях и великих Божиих к нам благодеяниях».
Одним из основных условий успеха на пути спасения души является трезвение, т.е. духовное бодрствование — постоянство внимания к своей внутренней жизни.
Иисус Христос сказал: «… Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1).
Смириться мы можем только с Божьей помощью, когда Бог поможет благодатью.
Просить духа смирения – это быть готовым к скорбям, искушениям.
Санников Василий говорил, что «нужно знать, что сказать, кому сказать, во имя чего и на какой ноте, а где и промолчать». Для этого нужно не выключать мышление.
Нужно понимать, что я хочу сказать, по какой причине, угодно ли то Богу и будет ли польза человеку от этого.
Разумная сила души – это одна из трех сил души (разумной, раздражительной и вожделевательной), также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться» (св. Симеон новый Богослов).
Санников Василий нас наставлял: «Хочешь жить – давай дружить».
Дружить с человеком – это уметь видеть в человеке частичку Божью, уважать, видеть в человеке доброе, быть внимательным к его нуждам, заботиться.
Божья Правда – это то основание, на котором мы можем стоять, чтобы трезвиться.
Трезвение невозможно без Правды Божией. Пример трезвения – памятование о смерти, о том, что этот материальный мир не вечен.
В общем плане вера – это настроенность ума, воли и чувств души, благодаря которой формируется особое внутреннее состояние и поведение.
Также в моем понимании слово вера означает безоговорочно принимать ту информацию от человека, которому я верю, хоть его слова могут быть недоказуемы и нет возможности их объяснить.
Самомнение – это преувеличенно высокое мнение о самом себе, своих достоинствах; завышенная оценка своей личности.
Преподобный Макарий Египетский сказал: «Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь», т.е. из-за самомнения мы забываем о том, что без Бога нам не справиться, рассчитываем на себя, считаем себя мудрыми, поэтому можно дать определение: самомнение – это слепота, в которой мы не видим ни Бога, ни людей, лишь себя.
Добро – это все, что исходит от Бога. Это Благодать в душе, знания наработанные в процессе жизни. Добро – это все, что во благо для человека. Добро есть в каждой душе, так как по своей природе мы созданы Богом добрыми, но часто, то доброе, что есть в каждом из нас, переплетается со страстями, поэтому мы совершаем поступки согласно наполненности души, нашему воспитанию и жизненным обстоятельствам.