Семья, дети, воспитание
Украина, Житомирская область, с. Белки, лето 1997 года. Цветут люпины, вокруг простого деревенского дома буяет зелень, мужчины работают на огороде, а женщины готовят обед. Бабушка рассказывает семилетней девочке о том, что скоро она подрастёт и «…не успеешь и глазом моргнуть, как станешь взрослой девушкой, встретишь хорошего хлопца, выйдешь замуж и будет у тебя своя семья».
Мы часто слышим: «хорошо воспитан человек» или «плохо воспитан человек». А что вкладывается в понятия хорошее или плохое воспитание? Ведь человек может судить о воспитании другого по своим меркам. Плохо, по его мнению, относятся к нему – плохо воспитаны люди, хорошо относятся – хорошо воспитаны. А другому нас нигде не учили – скажете вы. В какой-то мере будете правы. Но…
Работая учителем, часто задаюсь вопросами: что важнее в современной школе – воспитание или образование?, можно ли без воспитания получить качественное образование?, каким должно быть воспитание в школе, что оно должно в себя включать?
В нашей школе есть класс, в котором 17 мальчиков и 4 девочки. От их учительницы часто слышны были сетования на то, что класс очень сложный, дети необучаемые. Думали, что много мальчиков, дисциплина хромает, отсюда многие проблемы. Но когда стали анализировать ситуацию, увидели неутешительную картину.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна»
Работая сегодня в школе, часто слышу словосочетание «образование 21 века». И когда его слышу, у меня складывается впечатление, что говорим о каком-то образовании будущего, забывая о том, что мы уже живём в 21 веке, учимся в нём, что это наша жизнь, наше настоящее. А мечтами об «образовании 21 века» создаём иллюзорную картинку иллюзорного ученика, учителя, методов и форм работы школы, училища, университета.
Дорогие друзья, я хочу рассказать историю, которая тронула меня до глубины души. Я окончила школу 40 лет тому назад. Одним из любимых моих предметов было обществоведение, которое преподавал нам Владлен Исаакович. Своё необычное имя он пояснял так, что его назвали в честь Владимира Ленина, в сокращённом виде. Он был добродушным, весёлым и очень интересным человеком.
Часто приходят мысли, почему на данный момент мы живем не по законам дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, заботы о ближнем. Куда ушли те правила, по которым воспитывали детей, чтобы они умели жить по закону «Чужая рубашка ближе к телу»? В школе с каждым годом сложнее налаживать отношения в коллективах учителей, учеников, родителей.
Основная цель образования как в XXI веке, так и во все предыдущие и последующие времена заключается в том, чтобы научить ребенка мыслить, чувствовать, понимать жизнь и фактически ее продолжать. Дети в каждую эпоху, по сути, одинаковые, и в то же время свой отпечаток накладывает время и условия жизни – достигнутый уровень мировоззрения, система знаний, достижений, технологий, ценностей. Внешняя среда становится внутренним содержанием детей, которое они впоследствии будут воссоздавать своими мыслями, чувствами и действиями в своих потомках. Поэтому на родителях и учителях лежит большая ответственность – создать правильные условия для жизни и развития детей.