Конфликтология: учитель, ученик, родитель

Наша жизнь – сложна и многогранна, и, к сожалению, нам не всегда удается постичь ее многогранность, проявленную в ситуациях и отношениях людей между собой. Поэтому мы часто делаем поспешные выводы и принимаем необъективные решения, в том числе и в плане формирования нашего отношения к тем или иным людям.

Так, часто из-за нашего нежелания понять друг друга и где-то уступить, нередкими бывают конфликты на производстве, в частности в школах и детских садах как в производственной сфере образования. Довольно распространенная ситуация: ребенок жалуется родителям на воспитателя или учителя, и у большинства родителей возникает естественное желание защитить свое чадо. И большинство родителей идут «разбираться» с «обидчиком»… Следствие – неискренние и напряженные отношения между сторонами конфликта, как правило, до конца сотрудничества. Уверена, такого исхода никому не хочется, а можно ли по-другому?
Исходя из моего опыта общения с мамочками, понимаю, что ситуации бывают разные, с разной долей правды на чьей-то стороне. Но одно мне ясно совершенно четко: РОДИТЕЛЯМ нужно стараться увидеть Суть происходящего. Даже не столь важна на определенном этапе причина возникших противоречий между, например, учителем и учеником в школе, важна именно Суть явления: для чего к ребенку относятся определенным образом и почему. Поясню.
Часто оказывается, что учитель делает детям замечания по поводу неусвоения материалов программы, но в достаточно строгой, а то и в жесткой форме – по своему уровню воспитания, мировоззрения и терпения. Ребенок (как, обычно, и любой взрослый) при этом обращает внимание именно на форму замечания, а не на его содержание: не на той ноте, видите ли, сделано замечание, как мы заслуживаем; не соответствует мера наказания проступку. Расстраивается и докладывает об этом родителям.
У нас в институте был очень строгий преподаватель по основному предмету, которая нещадно ставила нам низкие оценки, когда мы недоучивали и недоделывали домашнее задание, и, бывало, в эмоциональном порыве, называла нас, скажем, не очень умными людьми. Сначала мы были от нее, что называется, в шоке, и уже собрались писать жалобу в деканат, но, спасибо, наш сокурсник отговорил нас от этого, объяснив, что учит-то она нас хорошо, ну а некоторые неприятные моменты можно и нужно потерпеть. Так наша группа и закончила институт – с твердыми знаниями основного предмета.
Недавно ко мне пришла моя знакомая с просьбой помочь ей составить письменную жалобу на одну из школьных учителей, которая, по ее словам, унижала ее ребенка (и других детей тоже) и занижала оценки. Я не стала содействовать в написании жалобы, посоветовала для начала спокойно поговорить с самой учительницей, и, если нужно, с директором, а уж потом смотреть, что делать дальше. По своим каналам я навела справки об этой учительнице – информация во многом подтвердилась: сами учителя говорят, что человек она сложный. Но не все родители идут «разбираться», большинство терпят, воспринимают как данность. Моя знакомая терпеть не стала, пришла «на встречу» с подкреплением – со своей мамой, и разговаривали они при директоре так, что слышал весь школьный двор. Теперь обе стороны вроде бы успокоились, но надолго ли – время покажет.
По подобным ситуациям хочу сказать следующее. Бывает, что и учитель, как говорится, «перегибает палку» — форма замечаний действительно не должна быть уничижительной. Но кто из нас без греха? Всегда есть мера допуска, и родители, как мудрые наставники, обязаны учитывать со стороны учителя человеческий фактор и обстоятельства, обусловливающие учителя действовать определенным образом. У моей дочки в саду была очень строгая и временами очень раздражительная воспитательница, многие дети ее не любили. Дочка тоже говорила, что с ней бывает тяжело. Мы знали, что у воспитательницы муж – инвалид, недавно он умер, работала она в группе на две ставки, а с зарплатой сейчас туго… Объяснили дочке, что эти обстоятельства – психологическая нагрузка для воспитательницы, поэтому нужно ее понять и благодарить ее за труд своим послушанием и уважением. Это помогло нашей дочке на воспитателя не обижаться и быть послушным, жизнерадостным ребенком в саду. Соответственно, у воспитательницы никогда не возникало претензий ни к дочке, ни к нам.
И еще один важный момент. Учителя – живые люди, и бывает, раздражаются на ученика не за «внешние» действия. То есть, ученик может быть образцовым по поведению и в учебе, но быть источником раздражения по причине скрытых обид, неприязни к людям, высокомерия. И если вдруг учитель по своим причинам «слаб душой» и не может разобраться, что же все-таки в ученике «не так», а сдержаться сил не хватает, то он будет выводить ученика «на чистую воду» — своими методами донося до него, что неправильно он в целом к людям относится. А отношения ребенка к людям формируются в семье: как реагируют на ситуации родители, то берет за образец и ребенок. Поэтому стоит ли устраивать бунт и расследования «с пристрастием» или же лучше обратить внимание на глубинные подводные камни, мешающие ребенку развиваться счастливо, и поработать над их устранением? Как Вы думаете?

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email