Обмен веществ
Представим общество как биологический организм и увидим, что общественные процессы сравнимы с обменом веществ, который происходит в человеческом теле и обеспечивает его рост и развитие. Каждый человек в обществе производит в определенном смысле вещество – содержание его мыслей, слов и дел, которые являются носителями и формами проявления человеческих качеств и некачеств. Как в человеческий организм в процессе питания поступают полезные и вредные вещества, так и в общественный оборот поступает множество производимых людьми «веществ» – терпение, смирение, любовь, уважение, честность или злость, обиды, лень, жадность.
Эти элементы являются строительным материалом для общества, который замедляет или ускоряет общественные процессы, задавая им положительную или отрицательную направленность. Эти вещества накапливаются, взаимодействуют, преобразовываются и в зависимости от преобладающих компонентов общество либо относительно здорово, либо болеет.
Для развития биологического тела как строительный материал необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы, без которых организм дает сбой – нарушаются процессы пищеварения, кроветворения и т.д. К этим нарушениям обычно добавляется накопление шлаков, изменение тканей и порядка работы клеток организма, в результате человек, как в народе говорят, работает на лекарства, чтобы хоть как-то регулировать и поддерживать биохимические процессы в организме. Лекарства помогают или не помогают, и зависит это от Божьей воли и духовной работы человека. Ведь если он не усваивает и не вырабатывает душой какое-либо качество-элемент, например, смирение, значит, в его душе нарушается обмен веществ с Богом и с людьми. Подобные процессы в душе далее как следствие происходят на уровне биологического тела. В душе вырабатываются вредные вещества, которые обмену в обществе не подлежат, но человек производит их и «сбрасывает», как в настоящее время сбрасываются отходы и сточные воды в окружающую среду, которые перерабатывает природа, стремясь восстановить здоровое равновесие.
В обществе также кто-то перерабатывает вредные элементы, пропуская их через себя и нейтрализуя духовными веществами-фильтрами, например, злость – терпением и любовью, жадность – честностью и щедростью. Так происходит обмен веществ в обществе и пока в нем есть достаточное количество людей, производящих добро, оно стабильно развивается. Обмен этот осуществляется постоянно. Например, учитель в школе производит в буквальном смысле вещества для воспитания и образования детей, обучая их навыкам созидания необходимых обществу элементов, как-то трудолюбие, уважение, умение дружить и заботиться о ближнем. Если родители, учителя и окружающие люди не создают достаточного объема необходимых душам детей веществ, и обменивают свои вредные вещества на такие же ответные реакции детей, то через некоторое время они станут устойчивыми в их мышлении и поведении. В масштабах общества это приведет к упадку целых поколений, потому что люди будут обмениваться недобрыми веществами их душ.