О людях. Часть 2
Сила и слабость. Когда человек изучает свои слабости, ему приходится в какой-то мере быть слабым, но при этом и еще более сильным, чтобы не ослабеть и выйти из этого состояния. На некоторое время он слабеет, потому что не избегает своих слабостей, не прячется, но принимает, чувствует и изучает их. Он становится на ту почву, которой в действительности обладает. Он не витает в облаках и не гоняется за своими иллюзиями – не теряет почву под ногами, поэтому обретает стойкость. Именно это и делает его сильным.
Знание и смирение. Они дают человеку силу стоять, ходить и летать тем счастьем, которое дает ему Бог, не падая в земную материальность и не улетая в небеса пустой философии. В изучении слабостей нельзя унывать – ныть из-за того, что слабый. Желать быть во всем и всегда сильным – это гордыня, а слабости нужно пережить как ступени познания мира и человека.
Знание человека. Знание своих слабостей – это сила, потому что так человек не дает им проявляться. Но знать их – мало. Чтобы удерживать их, нужна еще одна сила. Сила Божией благодати. И прежде всего она. Так человек понимает, что не все зависит от него, и это он живет благодаря Божьей воле. Это смиряет человека и, если он это знает, живет этим – он силен. Так слабость человека смирением делается силой.
Эгоизм. Большие эгоисты в своих глазах могут выглядеть сильными людьми, но это большое Я – их самая большая слабость и несчастье. Человек по сравнению с большим миром мал, и если он – эгоист, так и останется малым, но с большими претензиями, из-за которых постоянно обижается, спотыкается и падает. Как ему вырасти? Правильно соподчинить свое малое я большому миру и жить его жизнью, проверяя себя – на своем месте ли я, качественно ли выполняю свою работу, чувствую ли большой организм, частью которого я являюсь… И человек начинает осознавать других людей, их настроения и становится большим той жизнью, которую он может вместить в свою душу и заботиться о ее развитии и продолжении.
Желания. Так Бог устроил, чтобы человек был лишь частью жизнью. Если бы человек мог поставить себя над всею жизнью, он общался бы с миром лишь одними желаниями – хочу и все тут. Когда человек всего лишь часть мира, не все, что он желает, будет исполнено, потому что его желания должны быть подчинены пользе всего, всей жизни. И вот когда не всё в жизни зависит от человека, он периодически оказывается в сложных, независящих от него обстоятельствах. У него могут возникать страхи, неуверенность, агрессия, злость, депрессия, но в этом состоянии долго жить не получится – не выдержит нервная система. По этим причинам и, прежде всего, потому что человек создан Богом во имя Веры, Надежды и Любви, человек рано или поздно приходит к тому, что без этого богатства у него не складывается жизнь. И начинает формировать связи с миром на основе этой Великой троицы, а не своих желаний, и понимает, что именно так он глубже и крепче связан с жизнью, яснее понимает и лучше ее чувствует. И начинает желать Веры, Надежды, Любви – того, что желает ему сам Бог.