Живая культура
Вспомним известную историю о Вавиловской коллекции семян мирового значения. Началась она с самого ученого Н.И. Вавилова, который еще до войны собрал семена растений со всего мира. Он стал мощным зарядом жизни, подтверждая делом свои слова «мне не жалко отдать жизнь ради самого малого в науке». В блокадном Ленинграде семена были спасены ценой многих жизней. Ученые умирали друг за другом – хранитель риса, хранитель арахиса и масличных культур, хранительница овса… Умирали с семенами в руках, работая до последнего вздоха.
Благо в живых остались последователи великого ученого, рассказавшие о тех днях, когда жизнь человека была приравнена к 125 граммам хлеба, и нужно было спасать несколько тонн редких семян растений.
Почему они заплатили эту цену, ведь мы знаем, что нет ничего ценнее жизни человека? А тут голод… Он стал привычным, хотя можно ли к такому привыкнуть? Тонны семян и возможность сохранить себе и близким жизнь. Но нет, выбор иной. Эти семена в их глазах не были пищей. Это история развития культур, многообразие природы, уникальные, единственные оставшиеся на земле семена и потому особенно ценные для потомков, а еще работа и любовь к своему делу Н.И.Вавилова и многих соратников.
Эти культуры – живые, они нуждались в воспроизводстве, иначе они погибали. Под обстрелами их высеивали в почву, ухаживали и собирали, зимой в подвалах старались поддерживать нужную температуру. Сами люди с трудом двигали руками и ногами, но продолжали выполнять свою работу. Выживший сотрудник потом расскажет, что это было не самопожертвование, работа спасала их жизни. Вот это отношение к делу, к науке, к себе и есть та самая живая культура, благодаря которой в живых остаются не только семена, но и души. Каждая душа человека – это тоже зерно. Он рождается среди нас, на нашей почве, прорастает, расцветает и дает плоды. Как мы поступаем с этими зернами? Проблема в том, что наша почва заражена – у нас есть душевные болезни. Самая опасная – бездуховность. В различной степени ею заболевают почти все рождающиеся на планете Земля. Без правильного воспитания зерно-душа не захочет приумножения в ней хороших качеств, потому что нужно учиться и трудиться. Зерно пшеницы, прорастая, должно умереть, чтобы дать 50 зерен, а для человека этот процесс воспроизводства – это и есть работа на износ. Ученые-хранители – пример такого труда, который для них стал возрождением. Делай или умри, а они знали, что если не будут работать – тогда смерть. Эта память – тоже семя, и почва нашей души должна быть живой, чтобы продолжить дела отцов и учителей.
Живая культура – это труд от души и для души. Благодаря ему человек живет и выживает в любых обстоятельствах. Благодаря ему будут жить его последователи. Душа человека, как и семя, живая – она также нуждается в воспроизводстве, иначе она заболевает и погибает. Наша живая культура – научиться самим и научить детей жить по-настоящему, чтобы в ответственный момент сделать правильный выбор и не изменить, продолжая выполнять свои обязанности, даже если это будет стоить жизни. Особенно, когда такова цена.