Конкуренция. Часть 2
Для стабилизации конкурентных процессов необходимо понимать человеческую природу. В человеке в любой момент может восстать его гордыня и эгоизм. Борьба между всеобщим и личным благом может быть очень напряженной и длительной – почему кто-то лучше, почему не я выполняю эту работу или почему я должен работать, почему дивиденды и слава достались не мне… Какие ценности сильнее в душе, те одержат верх и будут властвовать в душе. Человеку необходимо помочь сделать правильный выбор, наладить работу над собой. Это не просто духовное воспитание человека с малых лет, но и постоянная поддержка каждого человека, чтобы помогать ему побеждать во внутренней конкурентной борьбе. Это предполагает проведение целостной государственной воспитательно-образовательной работы, направленной на познание человеком самого себя и настройку духовной работы над собой.
В обществе честных и трудолюбивых людей конкуренция способствует победе сильных именно этими качествами, что выражается в конкретных экономических показателях. Победа этой силы в человеке и обществе приводит к единству людей и заботе друг о друге. В результате капитализм, движущей силой которой является конкуренция, естественным образом эволюционирует в социализм с его общностью и коллективностью, а далее и в коммунизм с его глубиной семейных отношений. Неудивительно, ведь по мере духовного развития люди осознают, что они – братья и сестры во Христе.
Если под конкуренцией понимается механизм, который обеспечивает справедливость, честность, открытость, инициативность, почему он обозначен конкуренцией? По своей сути это естественный отбор в сочетании с селективным управлением. Более того, с развитием этих качеств любая экономическая система будет работать эффективно, однако нельзя забывать, что бывает и совсем другая конкуренция. Это зависит от того, кто, как и во имя чего конкурирует, а вот это уже определяется воспитанием.
Почему на данном этапе конкуренция избрана двигателем экономики? Пока так проще, потому что люди больше склонны руководствоваться своими интересами: у одних планы просты – еда, одежда, жилье, образование, у других они далеко идущие – свое предприятие, большие доходы, высокий социальный статус. В разной степени все эти желания и потребности задают движение экономике. Чтобы человек стал движимым не личным, а общим благом, нужно соответствующее воспитание. Это сложнее, потому что предполагает и затраты на создание подобной системы с ее научно-производственным обеспечением. Человека и общество нужно вывести на такой уровень мировоззрения, поддерживать и развивать это производство в душе. Эта общественная система не должна давать сбоев, иначе конструкция рушится, человек и общество снова возвращаются к простой мотивации своими личными интересами. По мере деградации это может привести к противопоставлению своего и общего интереса, снова возникнет необходимость конкуренции как двигателя экономики и ограничителя злоупотреблений властью.
Без хорошего воспитания конкуренция и капитализм, как и любая другая социально-экономическая система, не работают на усовершенствование общественного строя. Социализм и коммунизм возможны только в случае достаточной духовной развитости человека – честности, трудолюбия и обязательного посвящения себя общему делу. В Советском Союзе была предпринята попытка революционного перехода с одной ступени на другую, и в определенной степени это удалось. Однако с тех пор, как у граждан и, в особенности, у руководства республик стали преобладать личные интересы над коллективными, начали разрушаться связи в экономике, обществе и государстве. Произошло это из-за ослабления духовной работы над собой. Внешне воспитательная работа не прекращалась – проводились партийные съезды и демонстрации, но люди нуждались в более глубоком питании – знаниях о душе.
В военное и послевоенное время Бог голодной и холодной жизнью воспитывал людей. Выжить можно было, работая дружным и сплочённым коллективом на общую цель. Трудные времена миновали, жизнь благоустроилась, люди стали сыты и одеты, государство обеспечивало бесплатное образование и здравоохранение. В этот момент необходимо было перевести воспитательное напряжение из внешней жизни, во внутреннюю. Опыт, полученный дедами и отцами в войну и становления после неё, должен был стать глубоко осознанным и запечатлённым памятью о цене спокойной жизни. Этого не сделали, а желания людей меньше не стали, но всё меньше контролировались мышлением и страстями одолевали души. Настало время конкуренции между людьми – так происходит, когда жизнь налажена и не ставит условий для всеобщего выживания. И если человек не воспитывает в себе самоконтроль и рассуждение, конкурирование будет разрушать, а не улучшать его, жизнь и людей. К тому же ещё для некоторых людей жизнь на западе представлялась лучше и красивее, чем на Родине. Как ни старались руководители скрыть иные условия жизни за железным занавесом, не получилось. Информация проникала в СССР, а советский человек в большинстве своём был, как дитя, не подготовлен – в изоляции у него не сформировалось глубокого мыслительного иммунитета, благодаря которому можно отличить полезное от вредного. На западе было и то, и другое, люди в своих страстях поддались и предпочли чужое своему. Хотите такую жизнь, живите по-нашему. СССР распался. Настало время выживания сильнейших в условиях, когда ещё не было новых взвешенных законов и их исполнения. Желания уже не скрывались и не сдерживались. Главенствовала конкуренция за прибыль и ресурсы – конкурентов побеждали не только в экономических войнах, но и убирали физически. Когда распад стал критическим и угрожающим уже для существования отдельных стран, люди и государства начали налаживать связи, потому что в условиях разрушительной конкуренции пришли к той черте, где снова вынуждены были все вместе выживать. В этом понимании человечество, возможно, придёт к более высокой форме организации общества – социализму и коммунизму, где не отвергается конкуренция, но как соревнование подчиняется более важным процессам единения и развития.