Как создать рабочее место?
Безработица – многогранный показатель экономического, социального и духовного состояния общества. Взаимозависимость этих сфер требует их комплексного развития, помогает понять истоки и пути решения проблем. Изучать их нужно со стороны государства, работодателя и работника.
Сейчас в экономике наступили нелегкие времена. Товарооборот внутри стран и между ними не стабилен, некоторые производства сокращаются, людям порой нечем платить заработную плату, их увольняют или переводят на неполный рабочий день. Это проблема, с одной стороны, общая – сказывается и нарушение экономических законов, и смена технологических укладов, когда одни производства устаревают и закрываются, а другие еще недостаточно развились и окрепли.
Да и люди сами не успевают изменять или повышать свою квалификацию, чтобы обеспечить производства нужным качеством и количеством специалистов. Странам, которые пренебрегали или недальновидно экономили на развитии науки и образования, сейчас особенно тяжело. Нужно переходить на следующую ступень, а она не создана или находится в процессе формирования, потому что уровень финансирования науки и обновления предприятий в постсовестких странах существенно ниже, чем в западных странах. Некоторые предприятия до сих пор используют советское оборудование. Степень износа основных фондов (здания и оборудование) коммерческих организаций достигает 48,0%, а удельный вес полностью изношенных основных фондов по некоторым видам деятельности достигает 20%. Иногда люди трудятся в условиях, далёких от современных технологий, а собственники получают свою прибыль, не вкладывая инвестиций в модернизацию производств.
С другой стороны, экономический кризис – это проблема и частная: в той или иной степени касается каждого человека. Люди теряют работу, но иногда это происходит из-за их собственной безответственности, которая сказывается и на их семье, и на их стране. Например, российская и белорусская статистика говорит о том, что количество уволенных не намного, но превышает количество принятых на работу людей. Вместе с тем, белорусские реалии таковы, что количество уволенных за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины в несколько раз превышает количество уволенных по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата работников. Люди жалуются на нехватку рабочих мест, но будут ли они ценить при таком своём отношении новые высокотехнологичные рабочие места, на которые потратит средства государство и предприятия? И в то же время анализируются ли причины такого поведения работников?
Средств не хватает, но жизненно необходимо правильное отношение человека к своей работе. Госслужащие должны понимать, что наука и образование нуждаются в большем финансировании. Собственники предприятий должны заботиться об инновациях и инвестициях. Рабочие должны добросовестно трудиться на заводах. Коррупция, прогулы и халатность – это безответственность на рабочем месте. При таком отношении человек его потеряет, успев до этого навредить обществу.
Иногда люди весьма избирательны в выборе работы – предпочтут не работать, лишь бы только не уронить своё достоинство. Один молодой человек внял учениям своего соседа, в прошлом совладельца маленького завода, о том, что если работать, только директором, но не простым рабочим, который вынужден «батрачить» от звонка до звонка – никакой свободы и удовольствия от жизни. Хорошие времена для соседа закончились, он больше не совладелец завода, нигде не работает и часто выпивает. Молодой человек, периодически подрабатывая, живёт за счёт родителей и не считает, что это ниже его достоинства. Что делают для общества такие люди? Неспроста некоторые страны вынуждены поднимать вопрос о введении налога на тунеядство, но прежде стоит позаботиться о создании правильного отношения к труду – такого мировоззрения, благодаря которому человек понимает, что его душа – тоже рабочее место. Здесь формируется ответственность, трудолюбие и честность. Если за ним не следить, образуются лень, жадность, халатность.
Семья, детский сад, школа – это рабочие места, где родители, воспитатели и учителя учат детей трудиться на своих рабочих местах – в своих душах. И если кто-то, например, в школе, некачественно выполняет свои обязанности на рабочем месте, это значит, что в своей душе он уже нарушил нормы труда, и его воспитанники учатся тому же. Или человек сидит без работы, а дворником работать гордость не позволяет. Пока он в душе не проработает эти ограничения, он не сможет принять такую работу. Или жизнь его заставит.
Создать рабочее место в душе – это оборудовать мышление человека необходимыми знаниями и технологиями, настроив его на постоянный труд и развитие. Без этого знания у людей не будет сил и желания трудиться на предприятиях на благо общества. Много ли в обществе специалистов, которые умеют налаживать процессы труда в душах людей? Стоит ли этот вопрос в приоритете на уровне общества и государства и сколько он стоит: как финансируется сфера образования? Сфера образования определяет все общественные процессы, поскольку создаёт мышление и мировоззрение человека. Как будут организованы рабочие процессы в душах людей? Будут ли они трудиться или предпочтут лёгкую жизнь за чужой счет? На уровне государства стратегически глубокое мышление открывает закономерность развития экономики: развитие науки → открытия → новые технологии → новые производства → новые рабочие места. Если на каком-то из этапов, в том числе в душе, нарушить порядок развития жизни, начнутся разрушения. Не развивая должным образом науку, люди не придут к новым открытиям и технологиям, будут трудиться на старых заводах, продукция которых почти никому не нужна. Да и сами будут стараться купить импортные вещи, ведь свои некачественные или несовременные. Отечественные предприятия будут сокращаться, людей будут увольнять. Куда им идти? Идут, например, на рынки торговать импортными товарами, но у экономики есть предел – чтобы приобретать импортную продукцию, нужно экспортировать свою, а она с трудом продаётся. Все это цепочки взаимосвязанных процессов, которые нужно остановить у себя в мышлении и начать их заново, но правильно, с духовной точки зрения, понимая, что признание души рабочим местом человека – это тоже развитие науки и общества. Без этого знания многие механизмы дают сбой, а люди пытаются найти им замену, которая в лучшем случае даёт лишь временное облегчение.