Что такое смирение?

Терпением человек останавливает и регулирует свои страсти, но одного терпения недостаточно для стабилизации души. Человек может терпеть и сдерживать свои страсти в силу своей законопослушности, потому что нельзя давать волю своей нечистой силе, может терпеть из-за гордыни, потому что не хочет ощущать своё унижение нечистотой перед Богом, перед людьми и перед собой. Терпение в таком режиме не даёт нужных результатов – страсти снова наступают. В первом случае из-за того, что человек, образно говоря, старается перекрыть грязную воду, а чистую воду не пускает по своим каналам. Во втором случае и вовсе, стараясь из гордыни сдержать нечистую силу, человек именно её и производит и не желает себе в этом признаваться.

В результате у него не получается духовно стабилизироваться – человек борется со страстями, замыкаясь на них и утопая в их стихии. Терпение – это хорошее и правильное начало работы над собой, но к нему для исцеления души необходимы другие инструменты. Терпение должно работать в комплексе со всеми механизмами души. Если их не задействовать, организм души не восстанавливается. Представим, что в доме из крана идёт грязная вода. Первое, что делает специалист, это перекрывает трубы. Далее он должен определить, откуда и почему идёт грязная вода. Затем он устраняет поломку и можно пускать чистую воду по трубопроводу. Если остановиться во внутренней работе лишь на терпении, то это равносильно тому, что воду перекрыли и оставили дом без воды. Без воды в доме, как и без Святого Духа в душе, жить не получится. В душе человек сначала сдерживает страсть, затем смотрит, что является её источником, и убирает его. Например, человек злится, потому что обиделся на кого-то. Сначала он закрывает рот, прекращает обвинения, ищет причину в себе, с Божьей помощью видит и устраняет её. Кается в своей обиде и просит прощения, старается с любовью понять и принять поведение ближнего. Теперь человек снова готов к конструктивному общению.
В одном лишь терпении своих страстей человек остается вместе с ними – он только на них и сконцентрирован, поэтому, можно сказать, «водит хороводы» со своей нечистой силой. Но вот стоит человеку переключить свои мысли и чувства на уважение и любовь к Богу и ближнему, т.е. начать процесс преобразования и замещения, на душе становится спокойнее и светлее. Это значит, что человек не только настроился на добро, но и приступил к его производству, потому что где мысли человека, там и он сам, какие у человека мысли и чувства, то у него внутри. Таким образом, человек терпением сдерживает и регулирует свои страсти, а душу с Божьей помощью наполняет любовью. В результате он чувствует единство с миром, понимание и принятие Божьей Воли и жизни во всех ее проявлениях. Это и есть смирение, которое формируется так: терпение + любовь = смирение.
Достичь смирения – это значит, вернуться к естественной Божественной природе души, от которой человек отступил грехами. Это возвращение происходит тем, что человек отрабатывает грехи добрыми делами и нарабатывает Благодать – Святой Дух в различных ипостасях добродетелей. Внутренняя работа человека включает в себя следующие одновременно производимые процессы:
1. Покаяние – терпение (сдерживание) нечистой силы и прошение о прощении, т.е. человек познаёт себя, осознаёт свою греховность, ему становится стыдно, он старается, как можно глубже и искреннее прочувствовать, как далёк он в своих грехах от Бога. Так человек не только останавливает движение нечистой силы, но и перекрывает её источники. Страсти без питания затухают.
2. Благодарность у человека возникает, когда своим прояснённым от страстей и смиряющимся умом он осознаёт реальность – насколько он сам слаб и грешен, и настолько велика Божья помощь, что Бог очень чутко заботится о здоровье души, что Он справедлив и милостив. Так у человека возрождается любовь к Богу, к миру и к людям.
3. Просьба о помощи рождается у человека в осознании своей слабости, в понимании своей духовной нищеты и никчемности без Божьего участия, желании восстановить высокодуховные отношения с Богом и выполнять Его волю. Обращенностью к Богу и послушанием терпение и любовь укрепляются, создавая кроткое умонастроение человека. Просьбой о помощи покаяние и благодарность Богу оформляются в постоянную молитву.
Непрерывными благодатными размышлениями, основанными на покаянии, благодарности и прошении о помощи, человек создает в своей душе особую атмосферу – смиренное настроение, в котором легко быть послушным Богу и возделывать добродетели.
Святые в своих трудах с Божьей помощью поняли природу смирения. Матерью смирения является послушание, отцом – Бог, потому что эта Благодать исходит от Бога, без Него человек ничего не может. Добрые дела человек должен творить в послушании Богу – с Его помощью и от Его имени, а не когда он хочет и как он хочет. Добро без Божьего откровения по своеволию может стать злом, потому что человеку не всегда ведомо, как лучше поступить в той или иной ситуации. Послушанием человек подчиняет свою волю Богу и отсекает своеволие, от которого произрастают все грехи. В смирении у человека не возникает сопротивления в послушании Богу. Добрые дела и добродетели без смирения и послушания становятся на службу гордыне – человек гордится своими талантами и сотворённым добром, забывая, что без Бога нищ.
Смирение – почва для всех добродетелей. Взращивание добродетелей подобно труду садовника. Он должен подготовить почву – терпеливо убирает ненужные всходы, побеги и корни, заботливо возделывает землю, с терпением и любовью сеет семена, выращивает растения и своевременно собирает урожай. Так и человек смирением подготавливает душу, чтобы принять Божьи откровения и помощь, приумножить их добрыми делами в знания и качества. Таким образом, становится очевидной последовательность: послушание → смирение → добродетели ↔ добрые дела. Добродетели – это инструменты для творения добра. Сложно творить добрые дела, не обладая трудолюбием, искренностью, скромностью, мудростью. И в тоже время они, как плоды, созревают, пока человек делает добрые дела, потому что так он отрабатывает грехи и подготавливает себя для Святого Духа, т.е. добрые дела – это процесс сотворения с Божиим участием добродетелей в душе, которые, пока человек учится и делает добро, приобретают свою правильную меру.
Как одним терпением человек не может достичь утешения в душе, так без любви ничто доброе не растёт в ней. Там, где есть любовь, не возникнут страсти, но нужно сохранять в душе чистоту, чтобы в ней пребывала любовь. Чистота души достигается терпением и покаянием, при этом человек трудится любить и совершать добрые дела. Как только человек остановится в делании любви и добра, душу заполнят негативные реакции, мысли и чувства. Это может произойти достаточно быстро, потому что без иммунитета смирения организм души подвержен бездуховным болезням. Недостаток смирения приводит к размножению грехов, что проявляется страхами и гневом, неуверенностью и самоуверенностью, эгоизмом и унынием т.д. Человек, например, боится будущего, потому что не верит Богу или обижается, потому что ему не нравится Божья воля.
В смирении душа открывается и доверяется Богу. В гордыне человек превозносит себя над миром и отделяется от него. Всё, что происходит не по его воле, раздражает, поднимаются страсти и, если человек начинает «разговаривать» со своей нечистой силой, его мысли и чувства пропитываются ею. Он уже не может сдержать страсти – не хватает терпения, потому что главенствует своеволие, мышление блокируется обидами и унынием. В душе хозяйничают страсти и «выгоняют» любовь. Смирение удерживает человека от греха, человек послушно и с благодарностью готов служить миру, с терпением относится к окружающим его людям, потому что помнит, кается в своих грехах и призывает Бога. Старается с любовью, теплотой и уважением помогать людям. В результате он ощущает радость и стремится к смирению, благословляя поводы для смирения – замечания, лишения и прочие трудности. Они помогают достичь здорового состояния человеческого я, когда человек сознаёт себя частью мира, не ставит себя выше и не судит себя за грехи свои, потому что это может делать только Бог. Любовь соединяет его с Богом и миром. Это смирение.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email