Дисциплина ума

Жизнь дисциплинированного человека упорядочена. Эта дисциплина начинается с ума. Человек с помощью своего ума строит Храм своей души, поэтому в некоторой степени ум – это строитель, и насколько он дисциплинирован, настолько качественно будет организовано строительство.
Дисциплина – это подчинение установленному порядку. Порядок следует понимать, как свод правил и законов и как результат дисциплины. Дисциплина ума – это его подчиненность духовным законам, постоянно прилагаемое усилие воли, сосредоточение и труд над собой. В результате поведение человека соответствует духу и букве законов, и создаёт упорядоченную жизнь.

Ум должен быть на своём рабочем месте – в душе, тогда человек сконцентрирован на своём внутреннем состоянии, корректирует процессы и реакции, строит внутренний мир по высокодуховным законам, дисциплинирует чувства и желания, обеспечивает правильность действий. Недисциплинированный ум находится, где угодно, только не на своём рабочем месте – мысли человека где-то бродят. Это равнозначно тому, что строитель отдыхает на пляже или бегает по своим делам, но не работает на стройке. Дом не строится, а то, что было создано, разрушается. Или человек спит умом и не включает мышление, т.е. мысли его работают на минимально необходимом для жизни уровне, человек их не напрягает, не развивает, не старается выстроить в нужном порядке. Человек сонно реагирует на жизнь внутри и вокруг себя. В этом случае строитель улёгся спать. Кирпичи и цемент украдут, или они испортятся, т.е. ценности и качества, которые человек успел наработать в своей жизни, будут разъедены грехами. Однажды проснётся, а строительных материалов нет. Что делать? Нужно где-то жить. Идёт к Богу и людям проситься, а Бог отвечает: «Хочешь жить – давай дружить и включай мышление», т.е. начинай учиться и трудиться.
Человек должен научиться дисциплинировать свой ум – контролировать и управлять его движением. Где он на данный момент находится, в каком состоянии и что делает? Ум должен быть здесь и сейчас и заниматься тем, что поручено Небесным и земным руководством. Ум, занятый обидами и капризами, живет в прошлом и проецирует свои негативные мысли в будущее. Из-за страстей он оказывается «размазанным» во времени и пространстве, т.е. недееспособным, и нужно приводить его в порядок. Например, строитель получил задание на строительство определённого объекта – ему дали проект, необходимую технику и материалы, но он посчитал, что этого мало, просит ещё, не разобравшись, что обеспечен и осталось только засучить рукава и работать. Такому строителю действительно не хватает материала – недостаточно смирения и послушания, благодаря которым он подумает и увидит, что строительство остановилось из-за него. Так ведет себя человек, обиженный на Бога за то, что Бог недостаточно наделил его талантами для работы. И если такой человек изучает знание, но не применяет его на деле, его ум так и остаётся без работы, но строит высокое мнение о себе. Это похоже на то, как строитель возьмёт кирпичи и будет ходить с ними по стройке или захочет построить небоскрёб, не учитывая, что фундамент дома рассчитан на пятиэтажный дом и материалов хватает на три этажа. Будет строить и обижаться, что не получается. И возможно даже не сразу увидит, что стройка не идёт. Горделивый ум «упивается» собою, парит, не касаясь самой жизни, так у строителя появляются не реальные, а виртуальные, вымышленные кирпичи и цемент. Человек строит воздушный замок, но соприкосновение с действительностью быстро его разрушает и спускает строителя на землю.
Поглощенный собой ум эгоистичен, мало что, кроме себя замечает, и поэтому мало приспособлен к жизни. Его необходимо трудить сопрягаться с жизнью, делать конкретные дела. Человеку может быть некомфортно, ведь он привык думать о себе много, а на самом деле оказывается, что конкретных знаний у него мало. Ум будет стремиться туда, где он лучше ориентируется или брать по верхам и в больших масштабах, чтобы меньше было заметно, что тонкости и детали ему не доступны.
Дисциплинированный ум – смиренный, послушный, трудолюбивый. Если нет средств, человек зарабатывает их на службе Богу и людям. Так и строитель трудится у того, кто воздаст ему заработную плату, чтобы можно было приобрести материалы и продолжить стройку. Если у человека ум поверхностный и суетливый – мечется из стороны в сторону, он создает хаос. Представьте, строитель бегает из угла в угол и не знает, за что ему взяться, то одно схватит – затем бросит, то другое. Так совсем запутается и расстроится. Или, например, ум не точен в своей работе, человек выполняет свои обязанности кое-как и приблизительно. Что это будет за дом, если его так будет возводить строитель? В нем опасно жить, постоянно будут выявляться недочёты и упущения, которые нужно будет исправлять. Хвастливый строитель будет ходить по стройкам своих коллег и рассказывать, какой он отличный специалист и как у него хорошо получается, а строительство будет простаивать.
Ум – инструмент души для использования его по назначению и, если он будет занят только собой, то развития души не происходит, потому что нет как такового возведения ее Храма. В Храме души должна идти служба Богу и людям. Этим человек смиренно зарабатывает материал для строительства – знания о жизни и необходимые качества для работы, чтобы быть способным приносить пользу и трудиться по Воле Божией. Если в Храме души не служба, а развлечения, торги или война, такой материал человек и насобирает, из него и организует своё внутреннее убранство, но жить в нём долго не получится.
Дисциплинированный ум стоит на страже целостности души. Если ум отвлечен, он не сможет её защитить – отразить наступление нечистых помыслов и страстей. Если ум использует бездуховные ориентиры и ценности, он способствует развитию бездуховных процессов в душе. Так, например, строитель, наблюдая за обществом, сделал для себя вывод, что без воровства не прожить и так действует. Если человек обиделся и разговаривает с обидами, они занимают господствующее положение в душе. Представьте, строитель отвлёкся, на стройку к нему пришли воры и унесли все, что смогли, или хитро предлагают свой вариант строительства дома из некачественных материалов, затем начинают командовать по-своему, выносят добро и продают. Эти воры – нечистые помыслы и грехи человека, от которых нужно защищаться и перерабатывать, если они появились в душе.
Ум усмиряется и приводится в порядок системной работой над собой, простыми и понятными инструментами и добрыми делами. Горделивый ум стремится к сложности и витиеватости, разбухает от самого себя и информации, которую не может «переварить и усвоить», становится не поворотливым или, наоборот, очень гибким, когда нужно произвести впечатление и защитить своё самолюбие. Дисциплинировать его нужно памятью о грехах, чтобы не возносился, и памятью об истинной цели, чтобы не отклонялся от дела. К этому необходимо добавить понимание, что такое хорошо и что такое плохо, и желание измениться, тогда мышление будет занято покаянием, а не возвеличиванием себя. Умом человек обязательно должен стараться любить и заботиться о людях, создавая в душе свет и тепло, тогда он с Божьей помощью будет видеть, что и как строить в своей душе.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email