О недостатках и зависимости
Мы грешим из-за наших недостатков, но не они непосредственно приводят нас к грехам. Это зависит от нашего выбора. Не каждый человек, у которого нет денег пойдёт воровать, так и мы, чувствуя, что нам недостаёт терпения и смирения, должны постараться потрудиться и с Божьей помощью их наработать, чтобы не сорваться в негативные эмоции и не совершить плохой поступок.
Гордыня – первородный грех, от которого происходят все остальные грехи, – это не только недостаток любви, смирения, послушания, уважения. Это и недостаток труда по их производству из-за того, что мы ставим себя в особое положение, ленимся и компенсируем недостаток жизненных сил и средств, нарушая законы. Стали бы мы грешить, если бы по-настоящему любили Бога?
Нет, от души исполняли бы все законы и заповеди. Преступление закона заключается в том, что ради своего, порой кажущегося, благополучия мы переходим черту дозволенного. Можем ранить словом или готовы мысленно ударить, если нам что-то не нравится, когда, например, нам сделали замечание, и не хватает терпения и уважения здраво отреагировать. Или обманываем кого-то ради собственной выгоды. Это активные преступные действия, но есть и пассивные, например, уныние и обиды – это пассивная агрессия по отношению к Богу, к людям и к себе. Она также может приводить к активным действиям, когда человек, обидевшись на общество, идёт и убивает первых встречных или накладывает на себя руки. В центре этих действий – я, которому не хватает качеств и добродетелей. Одни честно зарабатывают средства, компенсируя недостатки, выравнивают своё духовное состояние. Другие используют бездуховные способы, переходя границы законов. Чтобы в страстях не дойти до этой черты, необходимо вовремя усмирить гордыню, которая проявляется набором некачеств и страстей. Почитайте и хвалите меня, хочу, чтобы все было по-моему, хочу денег и материальных ценностей, почему у кого-то больше и лучше, чем у меня и т.д. Эти мотивы могут скрываться за противоположным настроением – ничего не хочу, меня не интересует чье-либо мнение, неинтересно жить и т.д. Осмысленное переживание этих страстей помогает понять, что всё это – зависимости, которые могут привести к преступлениям, потому что однажды из-за страстей мы не сможем вовремя остановиться. Мы жаждем, жалуемся, вымогаем, покупаем, требуем – любви, послушания, уважения. Материальные и нематериальные притязания в основе своей имеют эквивалент любви, недостаток которой может по нашей воле трансформироваться в претензию Богу и людям – дайте то и это. Если нет, сам возьму. Как только мы признаемся себе в этой зависимости, станет ясно, что гордыня – это жажда любви из-за ее недостатка и у нас нет хорошего воспитания, чтобы создавать её. Чаще всего мы её хотим от тех людей, которые нам наиболее дороги, и в тех ситуациях, которые для нас наиболее важны.
Проблема обостряется и обнажается глубже – мы думаем, что нас не любят, мы бесполезны. В результате чувствуем одиночество, уныние, отчаяние. Душа не может без любви, она, как и всякий живой организм, вынуждена питаться, а любовь – это и есть ее питание и сила. И если вначале, нас как малых детей кормят и воспитывают, то наступает момент, когда мы должны повзрослеть и взять на себя ответственность трудиться любить. Это такая же необходимость, как питание, одежда, жильё, только имеющая свои социальные измерения – любовь соединяет нас с Богом, с людьми, с жизнью.
Гордыня действует так, что мы ждём и требуем любви от кого-то, причём в искажённой, удобной для нас форме, и подпиткой она станет именно для гордыни. Сами же из-за гордыни мы любви не производим. Значит, когда разъедает страсть, важно понять – мы не трудимся и не производим благодать, становимся голодными и холодными. Включаются страсти, а мы переключаемся с себя на других. Сначала мы можем подумать, что это наша неправильная зависимость от других людей, затем осознаем, что это зависимость от своих страстей, из-за которых мы хотим поставить людей в зависимость от себя. Наиболее требовательна гордыня, когда мы ее раскармливаем мнением о себе, которое должно подтверждаться окружающими, или когда она уязвлена – по ней нанесен удар и требуется компенсация. И с Божьей помощью не получаем.
Не получив желаемого извне и оставшись один на один с собою, однажды с Божьей помощью осознаем, что в конечном итоге только к Богу мы придём с нашими зависимостями и недостатками, со смиренной просьбой о помощи будем стараться любить, налаживая отношения с Богом. Это более глубокий уровень познания себя и откровений о себе – уровень ответственности. Кто я? Почему требую, а не делаю? Это Истина о природе гордыни. Это так просто и понятно. Хочешь быть счастливым, будь им, только трудись. Это предстояние перед Богом и осознание себя. Откровения оставляют нас наедине со своей душой, исчезает суета, появляется возможность ощутить Божье присутствие внутри и вокруг и осознать, что мы сами создаём эти зависимости, сами себя мучаем, а Богу только и нужна наша любовь, тогда будет наше послушание, уважение, смирение. Для этого нам дана свобода как условие созревания настоящей взрослой ответственной любви и создание ее достатка, затем и избытка – свободы от страстей, чтобы любить и помогать людям. Если случаются такие ситуации, что кто-то не проявляет к нам любви и уважения по своей немощи, это повод нам произвести эту любовь внутри самих себя – не обидеться и потрудиться создать теплое отношение к человеку.