Суметь себя простить

Мы все совершаем ошибки и проступки, но относимся к ним по-разному. Бывает, не хотим признать и покаяться, оправдываемся и перекладываем ответственность на других. Бывает и, наоборот, начинаем обвинять себя и заходим настолько далеко, что и жить не хочется. Это крайности, которых нужно стараться не допускать.
Во всём нужна мера. Так и в осознании своих ошибок. Наш внутренний мир сложен из многих процессов, поэтому покаяние предполагает свои меры не только сокрушения, но и прощения. Этот путь к Богу имеет свои правила движения. Мы не можем себя простить по разным причинам. Из-за гордости – как я мог допустить ошибку – это непрощение себя произрастает из эгоизма и утраченного душевного комфорта. Из-за отчаяния – я сделал человеку плохо – это непрощение себя уходит корнями в сочувствие к человеку и вину перед Богом, но без меры они разрушительны.

Не прощая себя, мы постоянно предъявляем себе обвинения и судим. На земле, как правило, за один проступок не судят дважды. Так и для души Бог не делает постоянное судилище, а почему мы поступаем иначе? И мы не только судим себя, но и наказываем, причиняя раны и боль, а душа слабеет и теряет способность жить.
Представим, человек убил другого человека. Затем осознал этот один из самых тяжких грехов и не может жить с этим грузом ответственности. Земной суд вынес свой вердикт, виновный отбыл свой срок наказания, но продолжает суд и казнь в своей душе. Он сам себе и судья, и палач. Его жизнь становится невыносимой, потому что она вся сведена к этому преступлению – не было больше ничего в прошлом, и будущего тоже нет – он поставил на себе крест. В душе могут возникнуть полярные состояния, которые приводят к трагедиям:
человек, не простив, разрушает себя и идёт к смерти: например, после убийства человек совершает самоубийство;
человек не может простить никого, поэтому осуждает, а потом начинает судить и наказывать других.
Чтобы простить себя, нужно прекратить себя судить и найти в себе силы – смирение и внимание к своей душе, чтобы исправиться и отработать свой грех. Те силы, которыми мы наносим себе увечья, необходимо преобразовать через покаяние и прийти к терпению и любви – терпеливо нести свой крест и с любовью относиться к жизни. Пострадавший убит или сильно травмирован, его не оживишь и не вернешь ему здоровье, и нужно предоставить Богу решать, как нам возмещать нанесённый ущерб, а Бог в своей любви всегда укажет путь спасения и утешения души. Например, если убил, исправься и помоги другим людям жить.
В покаянии мы просим прощения у Бога и у людей, но если при этом мы сами себя продолжаем осуждать? Если нас простили, а мы продолжаем судить себя? В этом судилище мы приписываем Богу и людям своё мировоззрение. Решая, что мы не достойны прощения, мы не верим и не надеемся, что нас простят. Мы всё решили сами, но это решение перекрывает нам жизнь. Бог не таков. Его справедливости всегда сопутствует милость. Так и нам следует научиться. Вместе с милосердием к другим людям, должны ли мы быть милосердными к себе? Совершив преступление, мы должны каяться и сокрушаться, отдавая себя в руки Божии, чтобы заслужить прощение.
Что такое Божье прощение? Простить – это не значит забыть, оставить без внимания и отпустить грехи. В молитве сказано – оставь нам долги наши. Бог не обижается, потому что исполнен любви и не принимает грехопадения человека лично на свой счёт – понимает, что человек болен, оступился и нуждается в помощи, но закон есть закон – за преступление будет мера ответственности и решение, как человек её понесёт.
Что такое правильное сокрушение? Это значит, сокрушить дух греха – мысли и чувства, которые привели к преступлению, но не крушить себя, нанося повреждения душе. В это время дух не мирен, а разрушителен – душа неспособна любить и творить добро. Эту черту нужно стараться не переступать. Мы должны оставить себе покаяние, осознанность и правильные выводы. Вместе с ними на душе останется и шрам – живая память о страстях, грехе и преступлении, которая будет помогать охранять себя от обид и злости в будущем. С открытой раной и огнём глубокого покаяния могут жить только сильные духовники, пребывающие в живом общении с Богом. Их рана становится источником боли не только за себя, но за мир, в котором мы все совершаем много проступков. Вместе с этой болью в душе живёт любовь ко всему миру, но это особый путь молитвенника.
Не судить – это научиться просить прощения и прощать. Простить другого человека – это не обижаться, не мстить, оставить Богу определить его меру ответственности. Простить себя – это не разрушать себя, смиренно покаяться, оставить Богу право определить меру нашей ответственности и принять Божью Волю о том, как нам понести ответственность. Спастись от самосуда можно просьбой о прощении, путём покаяния и сокрушения в грехах и страстях, которые привели к преступлению. Душа открывается для Божьей воли, а Бог по закону и нашему покаянию управит так, чтобы мы в определённых обстоятельствах исправились и, если возможно, восстановили мир и порядок. Осознавая свой прошлый путь грехопадения, мы будем сильнее держаться пути спасения.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email