Неубывающие ценности

Есть такой закон убывающей предельной полезности. Его суть заключается в том, что каждая последующая единица товара или услуги, которую мы потребляем, будет терять для нас свою полезность. В повседневной жизни мы часто встречаемся с этой закономерностью, например, при приеме пищи. Чрезмерное её употребление неполезно и приводит к ухудшению здоровья. В этом законе, если мы неправильно мыслим, присутствует и мировоззренческий аспект – для нас падает ценность вещей при увеличении их количества.

Почему мы не ценим то, чего у нас много? Когда нам что-то нужно, мы готовы заплатить высокую цену. Если это становится вопросом жизни и смерти, мы готовы отдать практически всё, чтобы жить, но когда какой-то ресурс есть у нас в избытке, мы иногда перестаём его ценить. Одно из объяснений заключается в законе предельной убывающей полезности и в нашем эгоизме – как только какой-то ресурс становится для нас менее полезным (особенно потому что мы его потребляем больше, чем нужно), это не значит, что в этот самый момент его ценность снижается и для окружающего мира. Как раз наоборот, мы его потребили, значит, в мире его стало меньше для кого-то, поэтому и ценность его возрастает. Эта закономерность из-за узости нашего мировоззрения практически для нас незаметна, ведь для этого нужно думать об окружающих людях, о стране, о земле. И когда некоторого ресурса физически становится меньше, на всех не хватает, на него растут цены, и вот тогда мы начинаем его больше ценить, потому что не можем себе позволить в желательных количествах. Мы начинаем экономить – рассудительно использовать ресурсы.
Было время, когда у многих не было счётчиков на воду при низком тарифе на водоснабжение, и многие при возможности краны не прикрывали. Как только установили счётчики, и выросла стоимость воды, поведение изменилось, ведь когда текла вода, было ощутимо, как утекали реальные деньги из кармана. Или дома экономим, а приходим на работу, можем открыть кран и говорить с коллегами, смотреть в окно и т.д. Думаем, что не нам платить. Вся наша жизнь состоит из ценностей – они присутствуют внутри и вовне. Если сами не ценим, значит, нужны строгие правила и высокие цены. И чем дальше наше мышление будет отстоять от разумных норм, тем дороже для нас будут ресурсы и тем больше мы склонны возмущаться дороговизной. Если у нас увеличится количество денег, но не изменится мышление, мы вновь будем позволять себе жить «на широкую ногу» и меньше ценить то, что имеем. Когда у нас улучшится мышление, мы увидим ценность ресурсов и будем их экономить, заботясь о всеобщем достатке, потребление ресурса будет стремиться к минимуму – необходимой для жизни оправданной норме, а ценность ресурса для нас будет возрастать по мере расширения и углубления мировоззрения.
Пока мы в основном понимаем и чувствуем ценности на уровне товарно-денежных отношений, т.е. во многом не хватает мышления, чтобы понимать ценность и ценить без высокого ценника. Когда некий ресурс убывает и становится дорог, цена на него возрастает, и нам приходится включать мышление. Но и здесь нашли решение, которое многие назвали – «относил один сезон и выбросил». Это экономика вещей низкого качества и по низким ценам. Иногда люди сознательно выбирают такой подход к покупкам как возможность частой смены одежды или бытовых принадлежностей – так им интереснее жить в одноразовых вещах, меняя их по требованию моды и на поводу у маркетинга товаропроизводителей. И мы еще меньше ценим приобретаемые товары, а вот их количество растёт, а вместе с ними потребляемые природные ресурсы и отходы.
Часто важные природные ресурсы (в наши дни это нефть и газ) становятся предметом политических манипуляций – цены на них и, соответственно, объемы их добычи завышают или занижают. В этом случае ценность ресурса для людей, природы и будущего не рассматривается, существует его ценность только как политического и экономического инструмента, но это наносит серьезный ущерб ресурсу, природе, людям и будущему. Слишком высокие цены на ресурсы сдерживают развитие экономики, и страны вынуждены экономить, оптимизировать производство, развивать науку, технологии и общество. Сейчас цены на нефть значительно упали, в том числе из-за специально увеличенных объемов ее добычи, чтобы оказывать экономическое давление на некоторые страны. Но эти цены не низкие – в них есть и та цена, которую будут платить наши дети, когда объемы ресурсов существенно иссякнут из-за наших ошибок. Эта часть цены пока не проявлена – она не выражена в денежных единицах, но она существует даже в том, что мы не учим детей своим поведением ценить ресурсы, а потому им будет еще сложнее – у них может не быть ни ресурсов, ни терпения и смирения, чтобы найти правильное решение данной проблемы. Они могут просто по нашему примеру установить непомерно высокие цены на оставшиеся ресурсы, а это приведет к тому, что значительная часть людей окажется за чертой бедности. Этого ценообразования мы не видим из-за нашего мышления, потому что мы не пришли в полной мере к правильному пониманию ценностей.
Мышление как важнейший фактор ценообразования мы также не очень ценим. Когда наши желания и заблуждения берут верх, мышление становится убывающей ценностью, и сразу же у нас начинаются проблемы. Происходит это потому, что в нашем мышлении убывает доброта и терпение, мы меньше ценим окружающих людей и природные ресурсы, больше думаем о своих желаниях, и наши потребности растут. Иногда мы даже не хотим думать, не познаём окружающий мир, предпочитая действовать по шаблону и используя устаревшие или вредные технологии. Техногенная или гуманитарная катастрофа приводят нас в чувство – мы понимаем, что потеряли ценность доброты, терпения и прочих добродетелей – их больше нет в душе и нужно восстанавливать.
Если материальные ресурсы мы больше ценим, когда их мало, то с духовными ресурсами ситуация несколько отличается. У нас может быть мало терпения, и мы при этом ценить его не будем. Почему? Мы сами не понимаем, насколько мы в нём нуждаемся, потому что не имеем знаний и не хотим думать, а потом сама жизнь ситуациями нам говорит о том, чего у нас мало. Мы можем их не видеть, не слышать и продолжать не ценить терпение и любовь, пока не станет совсем худо, и мы осознаем, что эти ресурсы иссякли, производство больше не может работать – и мы не хотим жить, трудиться, учиться – нет сил, интереса и желания. Мы будем видеть, как жизнь и требует, и просит от нас больше этих духовных ресурсов, а их не хватает, и мы срываемся, делаем ошибки. И теперь яснее видим – вот здесь бы больше терпения и смирения, и мы не причинили бы вреда ни людям, ни себе. Мы должны научиться ценить духовные ресурсы и работать над их приумножением, ведь теперь замечаем, что в каждой жизненной ситуации мы выбираем, что для нас ценно – любовь или эгоизм, то мы и приумножим. Выбор одного из них приводит к убыванию другого со всеми вытекающими последствиями.
Воспитание и умножение духовных ресурсов не имеют убывающей предельной полезности, т.е. человек, который истинно духовно живёт и не делает перерывов в этой жизни, по мере возрастания в его душе духовных благ всё больше их ценит и всё больше почитает их Творца. Тогда человек экономит духовные и физические ресурсы – старается с Божьей помощью произвести качественный и максимально возможный продукт. Духовные ресурсы позволяют экономить природные ресурсы, и все вместе они присутствуют в цене ресурса, товара или услуги. Это значит, что существует ценность, которая должна быть создана нами в мировоззрении. Она не всегда закладывается в цену в денежном исчислении, но всегда будет в ней присутствовать, если в мышлении её у нас нет.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email