Боль. Часть 7

Боль является признаком и симптомом заболевания. Если болит душа, нужно определить, чем она больна. Иной случай, когда у человека настолько велика душа, что она болит за других людей, когда те причиняют вред себе. Эта боль о других часто является результатом того, что человек многое испытал на себе. 

Мать душевных болезней, гордыня, таким образом поражает душу, что у нас настройки (мысли, чувства) отклоняются от духовных норм, а за ними следуют слова и дела. Мы только подумали о себе с превознесением, в душе уже начались физиологические отклонения – изменение её плоти, а затем мы уже чувствуем мир иначе, и это причиняет нам боль. Например, мы думаем, что к нам плохо относятся, но это всего лишь мысль, не соответствующая действительности. О нас никто не думает плохо, но наши реакции становятся болезненными, потому что мы что-то себе надумали. Отрицательное изменение является болезнью души и сопровождается болью. Отклонения проявляются страстями, в которых душа страдает из-за мучительных ощущений. В основе своей боль вызвана тем, что измененное я человека не примиряется с Божьей волей и окружающим миром, поэтому, изучая боль, мы можем прийти к её истоку – болезни, которая в своей сути есть следствие отпадения души от Бога. Поскольку в боли жить сложно, она сигнализирует и стимулирует, чтобы мы вернулись в естественное здоровое состояние, т.е. вернулись к Богу, усмиряя душу и преобразовывая страсти. Мы спрашиваем себя – почему же душа болит, вглядываемся в свой внутренний мир, и от Бога приходит откровение – мы видим, чувствуем, осознаём – вот болевая точка, зацепка, начало поражения. 
В вопросе о боли души значение имеет то, на какой стороне мы находимся. Душа может болеть от гордыни, эгоизма, обид, когда мы служим себе и обижаемся, если кто-то не хочет угождать нам. В страсти мы следуем своей болезни, углубляя боль души. В этом случае мы находимся на стороне нечистой силы. Если мы переходим на Божью сторону и стараемся не грешить, у нас тоже болит душа, но не от вновь наносимых ран и углубления страстей, а от действующих, ранее приобретенных. Они требуют подпитки как привычка и зависимость, но мы стараемся остановить их и трансформировать, чтобы не дать им проявиться грехом. Тонкая грань отделяет эти два состояния – наше мышление находится на стороне страстей или на стороне Бога. Ключевым отличием этих двух состояний является осознание боли, её причин и наш выбор, а затем и следующие за ним действия. Если мы не потрудимся осознать страсть и увидеть, что это она, а не наши близкие, причиняет нам боль, мы будем делать больно окружающим людям. 
Человек, движимый страстями, теряет власть над собой. Ему больно, и он пытается осуществить то, на что его толкает страсть, думая, что боль утихнет. Некоторое облегчение может наступить, но это поверхностный эффект, подобный тому, как человек, страдающий от алкогольной зависимости, впадёт во временное забытье после очередной дозы алкоголя, но это ускорит развитие болезни. Другое дело, когда этот человек, осознавая свою зависимость, будет стараться не пить, а переключить свое внимание, заменить свои желания исцеляющими действиями. Он будет ощущать в себе сильные приступы желания выпить и будет вынужден останавливать это возбуждение, прибегая мыслями и чувствами к Богу, восстанавливая единство с Ним. В душе, когда мы вырастили в себе страсть и стараемся исцелиться от нее, происходят подобные процессы, и боль помогает нам трезвиться, не следовать за страстями, а противостоять им, сдерживать их удары, трансформировать их в покаяние, терпение, смирение, обращение к Богу.
Боль помогает ограничить обидчивость – мы чувствуем, как от обид болит душа, и стараемся переработать их, избавиться от мучений. Это стремление пока еще несовершенно, потому что мы думаем о своём здоровье души, но со временем, когда душа становится более чувствительной, мы глубже чувствуем боль и начинаем думать о боли других людей, тогда и своих обид не допускаем, и стараемся не обижать окружающих людей. Необходимо быть внимательным и к себе, и к людям, потому что когда болит душа, обиды, возникнув, быстрее растут, заполняя её пространство. Обращенное к Богу духовное мышление, которое изучает боль и её истоки, защищает от разрастания нечистой силы.
Боль осаждает гордыню, потому что болью мы имеем возможность отрезвиться от страстей и осознать, как мы слабы. Мы видим, как низко мы падаем, начинаем жадничать, завидовать, обижать и злиться. Чем тогда гордиться? Здесь также существует опасность – из-за боли гордыня может усилиться, потому что мы таким образом подспудно пытаемся компенсировать неудобство от боли, еще больше требуем насыщения страсти. Изучая боль, приносимую этой страстью, мы чувствуем, как гордыня царствует и подавляет нашу душу, а мы делаем то же с окружающими людьми. Когда прочувствуем, как гордыня разрушает душу, будем сторониться малейших мыслей о своём превосходстве, потому что скоро самолюбие будет уязвлено, и возникнут болевые ощущения. 
Боль помогает излечиться от эгоизма тем, что прочувствовав её изнутри, мы больше понимаем, что наши близкие также испытывают боль и нужно жить так, чтобы не причинять её им. И если сейчас эгоизм говорит – я, мне, моё, нужно проявить заботу о ближнем, т.е. переключить и трансформировать страсть мышлением и терпением. Боль – это пограничное состояние, в котором можно легко впасть в ожесточение, поэтому необходимо с любовью относиться к окружающим людям, чтобы трансформировать боль от эгоизма в утешение от заботы о людях. Когда наши мысли с заботой переключаются на близких, мы уже не кормим свой эгоизм, он становится меньше, и это равнозначно тому, что болезнь сокращается, а вместе с нею и боль. Если мы не работаем над страстью, а стараемся заблокировать болевые ощущения холодной волей, от этого душа не прекратит страдать, потому что страсть осталась в ней и укрепляет свои позиции. Когда с Божьей помощью мы снимем эту заморозку, все наши раны постепенно станут ощутимыми. Они причиняли нам боль, но мы отказывались её чувствовать, а теперь, в том числе благодаря боли, мы входим в мир своей души, чтобы понять, что болит, и как исцелить душу. 

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email