Не ври
В нашей жизни гораздо больше обмана, чем мы думаем. Самая простая и прямая форма лжи – сказать человеку неправду, подменив факты, но в реальности всё сложнее, и лжём мы иногда изобретательнее и смелее.
1. Оправдание. Нам сделали замечание, и мы вместо признания и покаяния, начинаем объяснять причины своего поведения, уводя линию рассуждения или в сторону своей правоты, или своей невиновности (намекая, что я – жертва обстоятельств, старался, но не получилось). Иногда эти механизмы так оттачиваются, что мы и подумать толком не успеваем, а оправдания «бегут» впереди мыслей. Нас снова «ловят» на неправде, и мы снова начинаем «выкручиваться». Вопрос – кого мы хотим обмануть? И себя, и окружающих людей. Наша неправота, хоть мы и думаем, что это наша правда, не соответствует Божьей Правде, а мы, настаивая на своей неправоте, хотим остаться в своей неправде и навязать её Богу и людям.
2. Умничанье. Попытка показать себя умнее, чем мы есть на самом деле, или скрыть свои поверхностные знания, а иногда и незнания за витиеватыми словами – это также обман и себя, и окружающих людей. Его легко определяют действительно умные люди, которые видят за сложными выражениями мыслей пустоту. Хуже то, что в этом самообмане умничающий человек всё меньше разбирается в себе и в жизни, потому что знаний больше не становится, а те, которые имеются, смешиваются с ложными представлениями. Ум напитывается обманчивыми идеями и служит нашей неправде, в которой мы предстаем в своих глазах самым умным человеком на планете Земля. Обманываемся и обманываем мы и в том, что наши знания – это наше достояние. В действительности они есть в нашем сознании благодаря Божьей помощи, потому что без неё знания не закрепляются в памяти и не соединяются в здравые логические рассуждения.
3. Неверие. Своеволие мы хитро научились скрывать за неверием в Бога. Нет Его – и нам проще делать то, что мы хотим. Проще оправдываться, когда голос совести заглушается неверием, и умничать, что никто не доказал существования Бога. Если мы не хотим верить в Бога, нужно спросить себя – почему? И правдиво услышать свои же ответы. Не будут ли они оправданием и умничаньем, за которыми спрятано нежелание верить, потому что так удобнее? Мы говорим, что не верим, и так обманываем. Мы не хотим верить и это – разные вещи, потому что мы даже не пытаемся это сделать, а иногда и специально выдумываем доводы, чтобы подальше уйти от Бога и сказать – докажите мне, что Он есть, а сами в это время продолжаем заниматься своими делами.
4. Недомыслие и незнание. Совершив проступок, мы иногда говорим себе и людям – я не знал. Ложь заключается в том, что мы не только не хотели знать, но из-за лени и других некачеств не потрудились держать своё мышление во включённом состоянии. Мы часто живём в режиме «меньше знаешь – лучше спишь», но в этом спящем состоянии сознания мы постоянно нарушаем законы, а затем пытаемся обмануть и выгородиться тем, что пока не успели познать жизнь, не получилось, а на самом деле – серьезно не занимались собой и своей жизнью. Поэтому каждое мгновение необходимо спрашивать себя – а не лгу ли я сам себе в том, что делаю всё, что должен, что живу ответственно и осознанно, чтобы потом не получилось так, что я закрыл глаза, споткнулся, упал, а потом делал вид, что я не знал.
5. Суета. Мы обманываем себя своей суетой, множеством дел, которые, как мы уверены, обязательны для исполнения, а потом оказывается, что четкого и ясного понимания, что и как делать у нас не было, мы не потрудились его наработать, но в спешке и с чувством собственной значимости начали действовать. И чем быстрее мы живём, чем больше дел на себя берем, тем сильнее и настойчивее мы хотим спрятать свою невдумчивость, а иногда и вовсе отключенное мышление. В суете процветает гордыня. Мы обманываем себя тем, что сами всё сможем решить своими силами, вычеркивая Бога из своей жизни, а поскольку мышление поверхностно и распылено на многие дела, то Бога мы и в самом деле уже не заметим. Мы так поступаем порой специально, чтобы не слушаться Божьей воли, но делаем вид, что трудимся во имя добра.
6. Жалость к себе. Считая себя жертвой жизненных обстоятельств, мы так говорим Богу и людям – я не выбирал себе такую жизнь, мне её дали (навязали), я не несу ответственность за происходящее, я – потерпевшая сторона. Жалея себя, мы обманываем и себя, и окружающих людей, чтобы исподтишка требовать себе лучшей жизни, при этом творить свою волю и не быть ответственным за результаты. Мы кривим душой, показывая свою слабость и не желая смотреть, насколько сильны в нас гордыня и эгоизм. Они разрастаются всё больше, пока мы живём в этой лжи. Иногда мы специально закрываем глаза на свои недостатки и ошибки, отодвигаем их подальше в тёмные уголки души, чтобы обманутся в представлении, что их нет. На передний план выходит уверенность в себе, но в глубине души мы знаем о своих грехах и страстях, и, не желая признаваться себе в них, считаем себя их жертвой, и это также скрываем от самих себя. Малейшая трудность и непредвиденные обстоятельства недовольством и жалобами проявят нашу суть.
7. Непонятливость. Иногда, четко услышав Божью волю, мы делаем вид, что не поняли. Начинаем переспрашивать, уточнять, а на самом деле за непонятливостью прячем своеволие. И пока многажды пытаемся «понять» Божью волю, в действительности ведём свои мысли и рассуждения в сторону исполнения своих желаний. В это самое время мы уже разговариваем не с Богом и не с человеком от Бога, а со своей нечистой силой. И «понятливыми» в таком случае мы становимся ровно тогда, когда якобы Божья воля совпадает с нашими желаниями.
Таким образом, мы лжём в двух направлениях: когда хотим достичь желаемого нечестными путями и когда уходим от ответственности за совершаемые действия. В этом замутненном состоянии сознания легко размножается наша нечистая сила, потому что сначала мы осознанно говорим неправду, а затем она становится привычкой и руководит нами. Жизнь – это Правда, и она выводит нас на чистую воду, чтобы мы не смогли скрыть свою ложь. Иногда мы пытаемся это делать, умничая, оправдываясь или жалуясь, но Бог и жизнь неподкупны, единственное, что мы можем и должны сделать – это заработать себе с Божьей помощью и честным трудом ясное и чистое сознание.