Производственная троица
Разрыв между развитием производительных сил и производственных отношений выражается в том, что при всей мощи доступных человеку техники и технологий нам трудно строить отношения в семье, на производстве, в обществе. Нам не хватает капитала – духовных производительных сил, поэтому наши отношения крайне напряжены.
Чтобы понять, как духовные силы (мышление, качества, чувства человека) участвуют в составе производительных сил, присмотримся внимательнее к тому, как делались открытия, возникали новые виды техники и технологий. Например, ученый трудится над изобретением. Ему необходимы подготовленное для этой работы мышление; знания; терпение, чтобы их нарабатывать; любовь к науке, чтобы продолжать трудиться в случае неудач; вера, чтобы не сдаться, когда окружающие будут подвергать сомнению его мысли и предложения; смирение и уважение, чтобы уметь просить помощи и не обижаться в случае отказа. Сопряжение духовных сил позволяет произвести продукт (открытие), поэтому они являются производительными. Если мы изучим процесс изобретения новой технологии, мы увидим, как духовные силы взаимодействуют в процессе производства. Между ними (как и между материальными производительными силами) существует некая пропорция, определяющая их мощность и сочетание, при которой будет произведено необходимое знание. В нашем примере ученый обладает определённой системой знаний, они позволяют ему верить в существование нового закона или закономерности, он желает их открыть и ищет для этого возможности, прилагает усилия – мыслит, анализирует, сопоставляет знания и гипотезы, в которые верит, проверяет их на практике. Он верит и надеется, в свой производственный процесс он постоянно добавляет терпение и смирение, иначе его покинут силы и желание. Знаний становится больше, они систематизируются и структурируются, и в определённый момент ученому открывается новое знание. Если ему не хватит терпения, потому что на открытие порой необходимы десятилетия, или смирения, потому что коллеги осуждают, он прекратит думать в этом научном направлении или исказит свои труды неверными тезисами, чтобы угодить людям.
Производительность духовных сил можно представить на примере школьных учителей. Первый – работает с любовью к ученикам и к своему предмету, поэтому подбирает инструменты к душам и мышлению детей, чтобы повысить успеваемость детей не только по предмету, но и по жизни, чтобы они успевали справляться со своими мыслями, чувствами и жизненными ситуациями. В результате учитель видит, что знания плохо усваиваются по нескольким причинам:
1. ограниченность мыслительных способностей, тогда учитель направляет ученика терпеливо их приумножать и не расстраиваться в случае неудачи, в результате постепенно нарабатываются и знания, и духовные силы – терпение, смирение, трудолюбие;
2. ограниченность положительных духовных сил, когда ученик умственно способный, но ленится, учится за похвалу и признание (когда питают его гордыню и тщеславие), обижается на замечания и перестает учить предмет, тогда учитель ищет возможности снизить влияние негативных сил, помочь ученику переключиться на положительные духовные силы и открыть себе путь к знаниям;
3. проблемы в семье ученика или в общении со сверстниками, тогда учитель помогает разобраться в причинах, наладить настроение и отношение к происходящему, поддерживает заботой и вниманием, чтобы ученик раскрылся и окреп в благоприятных условиях.
Производительность такого учителя, выражаемая не только в усвоении знаний, но и реабилитации душ детей (они неотделимы друг от друга), многократно возрастает. Это особенно заметно на фоне второго учителя, который работу с душами детей не проводит и ограничивается лишь преподаванием своего предмета. Любовь детей к его предмету, усваивание знаний и производительность труда будут ниже из-за недостатка любви самого учителя, которая должна помогать в возделывании почвы души учеников.
На примере школы мы можем понять суть духовного производственного процесса, т.е. увидеть, как духовные силы умножают мощность мышления и сознания человека, поэтому являются производительной силой. Они преображают производственные отношения, делают их более вдохновляющими и нацеленными на развитие личности человека. Иными словами, когда у человека любой профессии достаточно духовных сил, его отношения с людьми будут честными и заботливыми.
Извечные проблемы в отношениях общества – коррупция, эксплуатация человека, воровство, безответственность и халатность – возникают при недостатке духовных производительных сил. Их место занимают другие силы – гордыня, эгоизм, тщеславие, лень, жадность, которые также являются производительными, – они создают указанные проблемы в отношениях между людьми. Так проявляется взаимосвязь между производительными силами и производственными отношениями, средоточием которой является человек. В духовном плане сила = отношение, например, любовь или эгоизм. Мы можем по-прежнему считать, что нам не нужны духовные производительные силы в отношениях, что они могут быть построены на потребностях человека в еде, жилье, отдыхе, удобстве, самореализации, которые заставляют нас вступать в производственные, торговые и прочие отношения, но реальность говорит нам о том, что без духовности они искажаются и разрушаются. Как бы ни развивались материальные производительные силы, без духовности не построить отношения, как невозможно построить дом без фундамента.
Существует еще один важный производственный фактор. По свидетельству ученых новая идея приходила как озарение – это была информация от Бога, т.е. нам необходимо понять, что Бог – это главная производительная сила, благодаря которой работают все прочие производительные силы. Соответственно, с Ним необходимо выстроить правильные производственные отношения. Они уже существуют между Богом и человеком, но они в основном односторонние, т.е. человек пока не умеет разговаривать с Богом, как с другим человеком, открытия в некоторой степени делаются вслепую и на ощупь. Для двусторонних отношений необходимо: 1) признать Бога как Личность, с которой нужно наладить отношения и 2) создавать капитал, как в отношениях с людьми. Капитал для построения производственных отношений с Богом и человеком один и тот же – уважение, внимание, забота, послушание, терпение, вера, надежда, любовь и т.д.
Экономическая наука опирается на троицу – человек, производительные силы и производственные отношения. Когда мы придём к пониманию участия Бога в человеческом развитии, что только с Его помощью множатся и развиваются производительные силы, когда мы организуем с Ним производственные отношения по Божьим законам, тогда троица становится Святой – Богочеловек, производительные силы и производственные отношения.