Производственные отношения
Любые наши отношения являются производственными. Это не только отношения, которые складываются в производстве материальных благ. С учетом того, что жизнь – это также производство, в широком смысле производственные отношения можно определить как отношения между Богом, людьми и природой в процессе создания жизни.
Этот процесс имеет духовное и материальное измерения, и если с материальным производством мы в некоторой степени разобрались и наладили, то суть духовного производства и его взаимосвязь с материальным для нас пока не столь проработаны, чтобы соединить их воедино. Духовное измерение производства – это внутренний мир человека: душа, мышление, чувства. Это наше производство, результатом которого является наше поведение и мировоззрение – отношение к себе, к людям, к жизни, но в то же время душа, мышление и чувства – это инструменты, которые мы должны настроить на правильную работу.
Наши отношения с Богом, людьми и природой во многом определяются тем, как мы относимся к своему мышлению и мышлению окружающих людей? Кому принадлежит наше мышление и результаты его производства? Для чего оно нам дано и как правильно его использовать? Каждый из нас получил дар мыслить и ответственен за состояние своего мышления. Если мы знаем, что мышление – это Божий дар, и работает оно только с Божьей помощью, мы не можем себе его присвоить как полновластные собственники, равно как и результаты его работы. Этим пониманием закладывается основа производственных отношений с Богом. Мышление функционирует благодаря совместной работе человека и Бога и представляет собой средство производства, которое человек должен поддерживать во включённом состоянии – это его обязанность, тогда у Бога есть больше возможностей передать человеку информацию, ощущение, чувство, которые человек обрабатывает и формирует знание, в дальнейшем воплощаемое на материальном плане. Развитие мышления закономерно, когда мы нарабатываем знания и духовные качества, которые помогают поддерживать правильные производственные отношения с Богом и людьми. В сфере духа прослеживается аналогия с материальной сферой: пока мы не включим станок, мы ничего не можем на нём произвести, равно как и при включённом станке, но без сырья мы также останемся без продуктов труда. Мы должны совершенствовать мышление, делая его более производительным и безотходным. Если мы решаем, что мышление и его плоды принадлежат исключительно нам, то нам уже не нужно обращаться к Богу для совместной работы – со своей стороны мы прекращаем производственные отношения. Как следствие разрастающихся страстей и заблуждений возникают осложнения в отношениях с людьми.
В основе межличностных связей лежит наше отношение к себе относительно других людей – ставим своё я и желания выше либо воспринимаем себя равным или ниже других. Искажение производственных отношений начинается с преувеличения значимости своих способностей, возможностей, желаний и преуменьшения своих ошибок и ответственности. Нарушается правильное восприятие себя как части общества и других людей как личностей. Этот сбой в производственных отношениях проявляется следующим образом: 1) мы производим меньше благ, чем должны; 2) мы присваиваем больше благ, чем заработали; 3) мы производим брак, который распределяется на всё общество.
На материальном плане это нам понятно, но эти нарушения начинаются в духовной сфере. Мы знаем, что эгоизм приводит к коррупции, жадность и зависть – к воровству, безответственность – к низкой производительности труда. Страдает всё общество, но замечая эти пороки в себе, своих детях и окружающих людях и не предпринимая грамотных корректирующих действий, мы не дооцениваем ущерб, который уже нанесен духовному производству, и ущерб, который, как следствие, будет нанесен в материальном производстве. Наше духовное производство недостаточно развито, чтобы осознать и признать, что поддерживать конструктивные производственные отношения у нас не получается, поскольку недостаточно положительных духовных производительных сил или часто преобладают отрицательные производительные силы. Поэтому к личным и общественным порокам мы не относимся как к производственным задачам, которые предстоит решить, чтобы выйти на стабильную траекторию развития. Вместо этого мы часто решаем, что все так делают – и я так буду делать, т.е. принимаем участие в растлении производственных отношений. В результате, например, коррупция предстает неискоренимой проблемой. Самый радикальный вариант её решения, используемый в некоторых странах, – это смертная казнь, но, как показывает история и практика, семена остаются, всходы угнетаются, но проблема не искореняется и при благоприятных обстоятельствах снова разрастается. Даже всеобщие блага (земля и её недра) люди, в ком дух поражён коррупцией, найдут способ использовать для собственного обогащения. Если коррупция входит в свой буйный рост, она разрушает общество и его духовные и материальные производственные мощности, что в конечном итоге ведет к застою, а затем к революции. Приведем еще один пример, когда люди, владея значительными средствами производства, получали возможность эксплуатировать малоимущих людей, но не пользовались ею. Это зависит от отношения человека к другим людям – его совести, доброты, уважения, честности. Имея эти производительные силы, человек, скорее всего, принадлежащее ему материальное имущество будет использовать в интересах развития всего общества. Точно также он будет относиться и к своему духовному имуществу – мышлению. Поведение человека, а именно его производственные отношения с обществом определяются его духовным устройством, т.е. наличием или отсутствием тех или иных духовных производительных сил.
Научно-технические революции начинаются с изменения производительных сил, когда совершенствуются знания, техника и технологии, это впоследствии влечет изменение и производственных отношений между людьми в зависимости от состояния их духовных производительных сил. Социальные революции сначала трансформируют отношения, и это открывает дополнительные возможности для развития производительных сил (человек и технологии) также в зависимости от их духовной части. Научно-технические революции обычно происходили бескровно, социальные – часто с большими человеческими потерями, поскольку правящая часть общества своими действиями или бездействием сдерживала развитие производительных сил и особенно человека.
Совершенствование техники и технологий постепенно высвобождало человека от тяжёлого физического труда, а изменение форм социального устройства – от сословных и финансовых ограничений. В наши дни мы снова видим прогресс в развитии производительных сил и проблемы в отношении человека к себе и в отношениях между людьми. На фоне материальной обеспеченности мы можем сделать вывод, что даже удовлетворив свои физические потребности человек и общество могут быть несчастливы из-за ссор, обид и претензий, ведущих к переворотам и войнам. Это свидетельство необходимости духовного производства – настройки мышления и формирования качеств человека, без которого материальный мир находится под угрозой разрушения. Человечество прошло долгий путь, чтобы обеспечить себе относительную материальную устойчивость, и теперь основным риском для современного общества является его ценностная дезориентация на фоне сильных информационных потоков и воздействий. Мы можем наблюдать как в течение десятилетия можно переформатировать общественное сознание и совершить государственный переворот. Многие сильные мира сего понимают это и применяют механизмы управления людьми через управление их сознанием, а это очередная форма эксплуатации человека человеком, когда выгоднее и удобнее держать человека на определённом уровне потребительского мировоззрения и «дергать» за его страсти-«веревочки», используя в своих интересах.
Развитие материальных и интеллектуальных средств вооружения и разрушение человечности привело к тому, что один человек или группа радикально настроенных людей могут нанести большой ущерб обществу и государствам. Назревающие проблемы рано или поздно приведут нас к осознанию, что бездуховность – это их причина, и принятию на общественном уровне программ духовного развития человека. Дальше при более детальном изучении нашего внутреннего мира окажется, что человек не способен это делать самостоятельно. Только с Божьей помощью мы можем сдерживать и преобразовывать свои страсти и пороки, формировать в душе духовные качества, поэтому должны наладить производственные отношения с Богом. Это будет еще одна революция производительных сил и производственных отношений людей.