Гражданско-патриотическое воспитание школьников в современных условиях

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н.А. Некрасов

А кто такой гражданин? Кто такой патриот? 
Мы знаем, что гражданином определённой страны является человек, который имеет определённые обязанности и права по отношению к государству. Патриот – это человек, который любит свою Родину. А может ли настоящий гражданин не любить свою страну?  Значит, «что такое гражданин? Отечества достойный сын… Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой», – так писал Николай Алексеевич Некрасов.

 

И это верно. Но чтобы быть достойным сыном Отечества, нужно с детства знать, понимать, как это – любить Родину? Очень часто мы воспитываем наших детей на  примерах, далёких, порой, от жизни; воспитываем на примерах, далёких от них по времени. И ребята не могут эти примеры, это время соединить со своей жизнью. Недавно я услышала, как мамочка трёхлетнего малыша рассказывала историю о покупке аквариума: «Купили аквариум, налили воды и пустили туда маленьких рыбок. Когда подошёл сын, он начал пальчиками раздвигать стекло, чтобы увеличить рыбок». Мальчик соединял несовместимое: телефонную реальность своей жизни с реальной жизнью. Так бывает и у нас: «погиб на поле боя, защищая Родину», «рисковал жизнью ради жизни на Земле», «грудью стал на защиту Отечества». Эти примеры правильные, но как детям применить эти формулы патриотизма в своей жизни?

Летом мой племянник повёз свою семью в Турцию на отдых. Работает в Украине, покупают его продукт украинские люди, но он свои заработанные повёз турецким людям.  А ведь есть люди, которые открывают туристические страницы твоей страны! Так почему бы не помочь им, не поддержать в благих намерениях. Почему помогаем турецким, польским, испанским?.. И если подумать: а знаешь ли ты историю своего края, интересные места своего края, природу своего края, которая ничем не уступает иноземным странам; сможешь ли провести интересную экскурсию по своему городу, селу для человека, который приехал к тебе в гости? Или мы живём как на съёмной квартире: после нас уберут, отремонтируют, а мы переедем на другую квартиру. Это похоже на то, что родословную Александра Македонского,  Ярослава Мудрого мы можем рассказать своим детям, а историю своего рода знаем очень туманно. Но ведь в каждой семье были и есть мастера, которыми можно гордиться, на которых можно равняться: кто-то прекрасно варит борщ, вырезает по дереву, кто-то чудесно рисовал, танцевал, вышивал, обжигал горшки, ковал подковы или встал в ряды Бессмертного полка.

Как же в наше время воспитывать детей в духе патриотизма? В наше время, когда и у взрослых его порой не достаёт? А воспитывать нужно на реальной правде жизни. Не рисовать радужных картин. Чтобы дети понимали, что в жизни происходит порой не так, как хотелось бы, но нужно уметь отделять зёрна от плевел. Учить нужно детей видеть в жизни, «что такое хорошо, а что такое плохо». Учить не осуждать, а понимать, что не все люди патриоты, не со всех взрослых нужно брать пример. Мы же учимся любить Родину, а не разорять. Такие примеры и приводить. 

Можно вспомнить Подвиг вавиловцев. 
В осажденном Ленинграде – городе, где долгое время жил и работал академик Н.И. Вавилов, шла первая блокадная зима. Люди от голода падали на ходу, десятки тысяч умирали от истощения.
А в это время в темных холодных комнатах Всесоюзного института растениеводства  в коробках и мешках лежали десятки тонн зерна, клубней картофеля.  Но сотрудники, которые здесь работали, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы: они берегли бесценное достояние государства – уникальную коллекцию семян культурных растений и их дикорастущих сородичей. 
Возможно, по нынешним временам их трудно понять – но они знали, что делали.
Соратник Н.И. Вавилова Вадим Степанович Лехнович вспоминал:
— Ходить было трудно… Да, невыносимо трудно было вставать, руками-ногами двигать… А не съесть коллекцию – трудно не было. Нисколько! Потому что съесть её было невозможно. Дело всей жизни, дело жизни моих товарищей… 
28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства.
Эта коллекция признана самой уникальной в мире. Оценивается в 8 триллионов американских долларов, но она бесценна, она призвана служить всему человечеству.

Или подвиг простого советского работника аэропорта,  который спас самолёт с 72 пассажирами на борту. 
Борт выполнял рейс из Мирного в Москву, когда над Республикой Коми у него отключились все навигационные приборы и насосы, качающие керосин из топливных баков. Коми – это сплошь леса, а на лес не сядешь… Вдруг внизу мелькнула взлетно-посадочная полоса, летчики подумали, что у них галлюцинация…
Садились по стаканчику с минералкой: смотрели, чтобы вода стояла горизонтально. Уволенный Сергей Сотников 12 лет поддерживал в состоянии готовности неиспользуемую, исключенную из аэронавигационных справочников полосу, на которую смог сесть терпящий бедствие лайнер. Без его незаметного подвига не было бы в живых ни пассажиров, ни экипажа.

А ещё академик Амосов, который оперировал до 90 лет, спасая человеческие жизни; многие другие наши современники, которые добросовестно выполняют свою работу, улучшая тем самым жизнь людей. Народные песни, танцы, народные сказки – это ведь кладезь патриотизма! И вот об этом, я думаю, и надо говорить с детьми. Потому что по результатам анкетирования, которое мы провели в школе, они ценят в окружающих людях доброту (на первом месте), честность, трудолюбие, взаимоуважение, щедрость, заботливость. Хотят многие дети быть хорошими людьми и жить в добром обществе – быть достойными сынами своего Отечества. Их надо учить, как это сделать, чтобы обогатить свой народ, ту землю, на которой живём, делая нужное дело. 

Любить Родину – это не требовать от нее то или другое, нужно приносить пользу своим трудом, заботиться не только о своём благополучии, но и о благополучии своего, например,  города. Хотя и здравое понимание, что не только ты обязан выполнять закон и платить налоги, но и руководство должно грамотно выполнять свои функции, тоже должно быть. Патриотическое воспитание – это учить детей видеть и понимать, что происходит. Оно не призвано заслонить какой-то сказочной картинкой действительную реальность. И когда ребята будут это понимать, они осознанно будут готовы к тому, чтобы не осуждать кого-то, а  становится на посты и честно выполнять свои обязанности. Кому же, если не им, строить прекрасное будущее?!
Только так дети будут созревать как взрослые люди, не смотреть и не следить за другими, а будут сами делать дело. Где-то ошибаться, исправлять ошибки, но делать дело.

«Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!»
Н.А. Некрасов

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email