Выученная беспомощность

Выученная беспомощность – это позиция человека «я не смогу, у меня не получится», поэтому он и не пытается что-либо делать. Мы учимся беспомощности, когда верим в неё и не стараемся преодолеть, в большинстве случаев потому что нам так удобно, и мы сдаёмся. Считается, что выученная беспомощность возникает в случае: если человек прилагает усилия, но безрезультатно; если он не может контролировать ситуацию; или его постоянно критикуют окружающие люди. Оставив попытки конструктивно адаптироваться, человек для себя решает, что он ни на что не способен. В его мышлении закрепилась вера в то, что у него ничего не получится, его воля разрушена этим неверием и бездействием, он не чувствует в себе сил что-либо изменить. В этом внутреннем распаде и апатии у человека разрушаются цели, его развитие останавливается.

 
Проблему выученной беспомощности необходимо рассматривать с двух сторон. Человек сдаётся сам, но в этом ему могут «помочь» неумелыми действиями родители, учителя, руководители. 
Родители способствуют формированию синдрома выученной беспомощности постоянной критикой в адрес своих детей и когда всё делают вместо них. Например, «я сам сделаю, у тебя плохо и неаккуратно получается» или «снова ты допускаешь ошибки». Ребенок учится, естественно, что он не умеет делать так, как взрослые, а родителям хоть и удобнее, чтобы были чистота и порядок, но развитие ребенка важнее, поэтому необходимо запастись терпением и пониманием процесса взросления детей. Взрослые иногда плохо осознают, что ребенок анализирует ситуации и с верой принимает то, что ему говорят родители. Если он слышит постоянное «плохо», он выучит, что он ни на что хорошее не способен. Во взрослой жизни он будет или апатичен, или конфликтен в постоянных попытках доказать свою состоятельность. Бывает, что вера ребенка сильнее слов родителей, и он идёт за своей мечтой, но и в этом случае без душевных травм не обходится. 
Синдрому выученной беспомощности способствуют неграмотные действия учителей. Если ребенку не даётся какой-то предмет, а учитель постоянно «нажимает», прямо или косвенно (особенно, если в грубой форме) указывая на слабость ума и врождённых способностей, то восприятие себя слабым ребенок может перенести на всю свою личность. Он поверит в свою беспомощность и выучит её – примет как образ мышления и поведения. И как бы далее не пытался учитель научить ребенка, он уже не верит в себя, не старается, а нажимы и замечания раздражают и угнетают. Учитель должен помочь ребенку разобраться в своих силах и слабости, правильно перераспределить их, чтобы опираясь на сильные стороны, компенсировать и укреплять слабые. Подобные ошибки совершают руководители в адрес подчинённых, вызывая у них чувство собственной слабости и апатии. 
В духовной работе учитель, помогая своему ученику справиться с главной проблемой (гордыней) должен учитывать, что для души как живого организма процесс развития сочетает в себе раздражение (в смысле воздействия на волю, мышление и чувства) и восстановление (закрепление усовершенствованных навыков поведения). Например, учитель помогает ученику смириться и понять, что не такой умный, как полагает, а силы и успехи – это Божья помощь и благодать. Ученик внутренне перестраивается, если на свои ошибки и на замечания учителя реагирует с терпением и любовью. Иногда у него возникают негативные реакции (сопротивление, обида), и, чтобы смириться, он должен приложить усилия, аккумулировать духовные ресурсы и попросить сил у Бога. Здесь как у спортсменов, только не в физическом, а в духовном плане. Ученик повышает степень адаптации к психологическим нагрузкам тем, что последовательно достигает точки предельного напряжения сил, стараясь при этом их восстанавливать, и таким образом расширяет свои способности и возможности. Если на ученика нажимать и не помогать восполнять силы, он сломается – станет пассивным или агрессивным. Агрессия возникает, если открыто заговорит гордыня (не делайте мне замечаний) или будет сильна степень внутреннего распада (я разрушен и вынужден защищаться). Учителю необходимо учитывать, что у каждого ученика свой уровень нечистой силы, благодати и подготовки, и если учитель не почувствует, что силы ученика на исходе (он не справляется с раздражением) и в очередной раз «нажмёт» на больную точку, ученик не сумеет собраться и сорвётся. Если ученик не работает должным образом над собой, понятно, что его приумножающееся раздражение будет связано с усилением страстей, и наиболее вероятными будут строгость и ограничения (или наказание), хотя и в этом случае простая доброта может сделать больше, если ученик постарается думать и понимать. Важно научиться чувствовать, какое действие необходимо в каждый конкретный момент – нажать на человека, чтобы вывести его из состояния успокоенности, или просто поговорить, поддержать, направить, помочь стабилизироваться. 
Иногда мы сдаёмся, потому что не находим в себе сил и не слышим доброго слова поддержки от окружающих, но чаще выученная беспомощность выражается в том, что мы удобно устраиваемся в жизни, не особо работая над волей и мышлением. Мы, может, попытаемся достичь поставленной цели и осилим некоторую часть пути, а затем остановимся, потому что достигли желаемого на данный момент, или может сразу «забуксуем» перед первой же закрытой дверью. И нужно расти, развиваться, преодолевать, но оказывается, что в какой-то мере удобно не верить в себя, занять определённую нишу и считать себя беспомощным. Так можно не очень напрягаться, но подспудно жаловаться на жизнь и требовать себе лучшей доли. 
Под действием своего невежества и страстей мы стали примитивными в том смысле, что нам для развития необходим стимул – достичь наслаждения (удовольствия) или преодолеть страдания. Однако, прислушиваясь к чувствам души, изучая жизнь и наши реакции на удовлетворение желаний, мы поймём, что наибольшее удовлетворение и наполнение жизни нам даёт сам труд как процесс. И цель жизни нам необходима как задача, которая направляет и организует наш труд и нас как личность. Если у нас будет именно такое внутреннее устройство, мы не будем столь зависимы от успехов и неудач, мы просто будем трудиться над собой и над своим делом. Чтобы выйти на такой уровень самосознания, нужно повзрослеть мышлением и в достаточной мере преодолеть страсти – в этом, по сути, и заключается преодоление выученной беспомощности. 
Педагог Ушинский К.Д. об усилии души над телом писал, что «само по себе чувство усилия, т.е. чувство извлечения душою сил из организма, всегда есть чувство неприятное, и напряжённость этой неприятности тем сильнее, чем труднее извлекаются душою силы из организма…» Эта неприятность существует не только в силу объективных обстоятельств (ограниченность сил и знаний), но и по причине субъективных факторов (страстей). Из-за них мы чаще останавливаемся и отказываемся от цели и труда: лень (не желаем прилагать усилия); усталость (сдаемся от бессилия, нетерпения и неверия), обида (отказываемся, если не получается или нам не угодили). Тяжесть усилия компенсируется осознанностью и ответственностью, т.е. сама цель и её значение помогают добавить к усилию смирение, а дружба с Богом и людьми – радость общения. Чтобы эти механизмы работали, необходимо постепенно восстановить волю, мышление и чувствительность души. 
Для начала нам необходима цель, тем более что для людей характерно такое врождённое явление как «рефлекс цели» (Павлов И.П.) – потребность в движущем факторе. Как человеку, у которого разрушены воля, мышление и чувства определить (восстановить) свою цель? Ведь часто бывает так, что человек укореняется в беспомощности, если не единожды не достигает своей цели, и каждая следующая попытка оставляет более глубокие раны и отнимает больше сил. И нужно собраться, действовать, жить, а в душе даже не чувствуются спасительные живые импульсы. Это момент выбора – мы будем верить или остановимся? Как только в душе угасает вера, становится темно. Вот тогда мы и падаем в апатию или в агрессию. Но всё же в душе глубоки связь с Богом и инстинкт самосохранения, и понимая, что беспросветная жизнь – это не тот вариант, который мы можем себе позволить, мы начинаем цепляться за жизнь. Мы снова определяем цель, но это будет и самоопределение, потому что мы должны задать себе вопросы – кто я? зачем живу? что я должен делать? что меня вдохновляет и придаёт сил? Эти вопросы сложны, особенно если внутри стало темно от неверия и отчаяния. Однако те, кто постараются себе на них ответить, выполнят одно из основных условий для преодоления выученной беспомощности – они начнут думать, глубоко и искренне, потому что от этого зависит их жизнь. Цель помогает начать воссоздавать структуру личности (волю, мышление и чувства), потому что цель выражает собой тот труд, которому человек посвящает свою жизнь. При такой взаимосвязи цели и труда важно не прекратить трудиться, если цель на данный момент не достигнута или не достижима. Для этого необходима вера. Почему она разрушается, и мы прекращаем движение? Думаем, что из-за неудач, потому что не получается, но в корне такой реакции иное – выключенное или неверно работающее мышление и страсти. Если мы не анализируем ошибки и обстоятельства, но обижаемся, унываем или злимся – это и есть разрушение воли, мышления и чувств. Цели становятся неясными, неосязаемыми и нежеланными или, наоборот, мы можем силой (на основе гнева и злости) пытаться овладеть целью, но это тоже слабость и беспомощность, которую мы также выучим и примем как модель поведения. 
В моменты неудач и ошибок особенно нужна вера – постоянный труд над собой, который необходимо продолжать, преодолевая горечь поражения и своё сопротивление. Именно сложные ситуации проверяют и углубляют веру. Если возникает ситуация, исход которой не известен или не желателен, и мы не можем её контролировать, как мы поступим? 
Ученица академика Павлова И.П. провела опыт над собакой, которая должна была научиться отличать круг и овал. За правильный ответ собака получала еду. Когда разница была минимальной (овал был почти как круг), собака не могла достичь правильного результата. После нескольких недель попыток, собака потеряла те навыки, которые уже успела приобрести, вела себя беспокойно и постоянно повизгивала. Так сработал стресс в неконтролируемой ситуации. Люди ведут себя подобным образом, поэтому считается, что неконтролируемый стресс является основой синдрома выученной беспомощности. Знание для нас – это определенная форма контроля. В важной для нас ситуации неведение вызывает суету, панику, апатию или агрессию. Конструктивный подход в этом случае – вера как особая форма знания. Мы не знаем точно, что с нами будет, но мы должны точно знать, что на всё есть справедливая и разумная Божья воля, что Бог заботится о нашем развитии, т.е. вера – это знание в духовной оправе смирения. В этот момент точкой внутренней опоры при неконтролируемости внешних обстоятельств выступают духовные качества и элементы – вера, надежда, любовь, ответственность перед Богом и людьми сохранить в душе добро. Иными словами, внешняя неконтролируемость должна способствовать внутреннему контролю и укреплению связи с Богом. Это даёт стабильность и силу, и вместе с тем реальное понимание Божьей силы, своих способностей и возможностей. Ситуации внешней неконтролируемости для нас полезны тем, что мы убеждаемся в ограниченности своих знаний, но при этом укрепляем духовные силы и качества, когда идём по мосту веры, надежды и любви, изучаем себя и мир под Божьим руководством. 
 

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email