Раздражение
Постараемся понять, как раздражение в душе физиологически возникает и проявляется.
Душа как организм состоит из особых тканей, которые обладают раздражимостью – способностью реагировать на внутренние и внешние раздражители. Раздражение – это реакция на их воздействие.
Ответом ткани на раздражение является возбуждение. У человека раздражение в первую очередь должно вызывать возбуждение мышления, чтобы осознать, оценить ситуацию и принять правильное решение. Если эти реакции не настроены, то в ответ на раздражение происходит возбуждение страстей.
У человека по сравнению с остальными живыми существами на земле наиболее высокий потенциал раздражимости, и им нужно уметь управлять, потому что раздражение – это создание потенциала действий. Чтобы они были разумными и духовными, необходимы включенное мышление и здоровая воля. Если мышление и воля неправильно настроены, мы искажаем параметры своей раздражимости, т.е. болезненно реагируем даже на вполне нормальные явления и многократно увеличиваем уровень раздражения, с которым не всегда можем справиться.
Ткани физического тела на раздражение реагируют изменением физико-химических и физиологических свойств, ткани души также изменяют свои свойства, т.е. в результате раздражения изменяется обмен веществ в клетках души, который зависит от их изначального содержания (добродетелей, благодати и страстей). Если поднимаются страсти и не преобразуются, ими ещё больше пропитываются ткани души. Это поправимо исправлением обмена веществ в душе благодаря Божьей помощи, включённому мышлению и внутреннему деланию по преобразованию страстей, как пояснял Иоанн Лествичник: «вещество страстей, будучи изнуряемо Божественным огнём, потребляется, а по мере того, как вещество искореняется и душа очищается, отходят и страсти, если человек сам не привлечёт их опять веществолюбивым житием и леностью».
Представим, два человека подвергаются критике. Один терпелив, другой – нет. Первый легко выдерживает замечания, а раздражение, возникающее в его душе, стимулирует его лучше думать. Второй с трудом сдерживает сопротивление. Возникшая в нём обида изменяет физиологические свойства его души, её ткани приходят в возбуждение (нервозность) либо начинается торможение (сопротивление), снижается уровень восприятия, расстраивается мышление и нарастает негативное раздражение, с которым необходимо постараться справиться. Физиологические свойства души изменились от недостатка смирения в душе, поэтому привести в норму уровень раздражения нужно терпением и смирением. Таким образом, специфика раздражения зависит от качеств души человека: в одном случае раздражение имеет положительный эффект, потому что сопряжено с терпением и здравомыслием, а во втором случае образовалась отрицательная реакция, поскольку возникло недовольство и отрицание.
Даже один и тот же человек в разное время может обладать разным уровнем и качеством раздражимости, что зависит от уровня благодати в клетках его души, а это напрямую определяет, насколько и какому раздражению он подвержен в данный момент. Процессы раздражения в себе мы должны взять под контроль, т.е. быть осознанными и заранее выработать в себе привычку балансировать раздражение здравомыслием, терпением и смирением, чтобы раздражение возбуждало мышление, а не страсти. Без этого управления мы достаточно быстро срываемся резкими реакциями на ситуации. Занимающийся духовным деланием человек постоянно трезвит себя памятованием о своих грехах. Это раздражение в себе памяти и мышления, чтобы настроить процесс покаяния, которое будет срабатывать, если возникнет раздражение от поднимающихся страстей. Когда мы раздражаем свои страсти и держим их в узде, мы снижаем вероятность того, что они будут раздражать нас. Страсти (страх, обида, эгоизм) – это внутренние раздражители, которые вызывают повышенную болезненную чувствительность души, потому что душевные раны и болезни создают свои импульсы и волны, изменяющие духовные свойства и настройки. Конструктивное мышление и покаяние выравнивают раздражимость, потому что ткани души последовательной духовной работой настраиваются таким образом, что их раздражимость становится определённым образом управляемой – вырабатывается реакция смирения на возникающие раздражения и перерабатывается сам раздражитель (страсть). Это особенно необходимо, поскольку наше внутреннее раздражение может быть чувствованием плохого настроения другого человека. Такой способностью обладает каждый человек, и нужно успевать обрабатывать мышлением свои внутренние переживания, иначе мы рискуем проявить своё раздражение гневом. Чрезмерное, да ещё и негативное раздражение неприятно и болезненно для души, поэтому мы нервничаем и злимся, а снимается оно внутренним деланием – осознанностью, терпением и смирением. Подавить раздражение невозможно, поскольку это реакция. Его можно снизить, поработав над причиной, например, убрать собственное раздражение от недовольства можно, прежде переработав недовольство, а это требует работы над эгоизмом и прочими страстями.
Необходимо быть внимательным ко всем раздражителям. Помимо страстей внутренним раздражителем является мысль. Хорошая мысль побуждает действовать правильно, плохая – раздражает наше естество, вызывая многие негативные реакции, если мы её вовремя не остановим. К повышенной негативной раздражимости приводят неправильные настройки мышления, недостаток добродетелей и благодати в душе. Например, кто-то совершил ошибку. В одном это вызовет раздражение негодования, а в другом раздражение приведёт к сочувствию и покаянию в своих грехах. Искажающая наше мышление гордыня, когда мы считаем себя выше других людей, а они должны нам подчиняться, даёт много поводов раздражаться и обвинять окружающих. Они вряд ли находятся в пределах установленных нами норм, и любое их «неправильное» действие вызывает наше недовольство. Это первичная реакция на раздражитель (в данном случае мы сами сделали нормальные действия других людей неприятными раздражителями для себя). Свою негативную реакцию мы чувствуем как раздражение, но источником полагаем другого человека. Когда мы терпеливы и смиренны, нас не раздражают окружающие люди, но стоит остановить внутреннюю работу и расслабиться, активизируются страсти, и любая мелочь будет вызывать негативную реакцию. Ткани души и тела реагируют на раздражители, и наша задача заключается в том, чтобы 1) раздражимость была в норме благодаря постоянной внутренней работе; 2) реакции на раздражение были опосредованы конструктивно работающим мышлением и добродетелями души.