Отношения собственности
Многие проблемы в экономике начинаются с того, что человек, обладающий правом собственности на некоторые ресурсы, забывает, что это право относительно. Особенно, если это важные народные ресурсы и производственные объекты, в определённой степени являющиеся всеобщим достоянием.
Абсолютное присвоение ресурсов приводит к тому, что они используются исключительно для выгоды конкретного человека или группы людей и в ущерб обществу, которое лишено права достаточного использования ресурсов или участия в приносимой ими прибыли. В экономическом плане это приводит к расслоению общества, возрастанию напряженности. И на малом уровне ситуация подобна: в наших семьях и коллективах есть напряженность и периодические выяснения отношений из-за того, что мы присваиваем себе право обладать абсолютной правотой.
Абсолютизирование права собственности, т.е. всецелое присвоение любых ресурсов, начинается в мышлении. Понимаем ли мы, что не изолированы от общества, ресурсы не отделены от страны, в которой они находятся? И это налагает на их собственника ответственность правильно распоряжаться и использовать собственность.
Эти обстоятельства достаточно прояснены с научной точки зрения и проверены историей в отношении материальных ресурсов, а что мы знаем о праве собственности на ум и знания? Наше понимание ограничено, хоть в последнее время развивается институт интеллектуальной собственности, когда за человеком законодательно закрепляются права владения на продукты его мышления (таланта). По незнанию и из-за умничанья мы заболеваем гордыней, превозносим себя и портим отношения с Богом и людьми, и за это дорого платим. Человек действительно может быть очень умным, но проблема начинается, когда он присваивает себе этот ресурс, использует его в основном для удовлетворения своих страстей, теряя уважение и терпение к людям, здравое понимание своего места в обществе.
Ум – это сила души, а душа вместе с её силами создана Отцом Небесным. Мы, осознавая себя душой в человеческом теле, должны понимать, что ум как механизм и производственная структура создана Богом, а не нами. На языке экономической терминологии ум – это основное средство, данное нам для развития души по установленным Богом законам. По мере нашего взросления ум усваивает знания, которые нам также не принадлежат. Вспомним школу, или университет, или жизненный опыт наших родителей и учителей – это произведенные нашими предшественниками знания. И если мы их познаём – это повод не гордиться, а благодарить и грамотно применить, чтобы приумножить.
Чуткие и внимательные люди заметили, что сам процесс мышления и понимания происходит только с Божьей помощью. Человек с помощью учителей и родителей трудится, формирует мышление, постигает знания, а вдохновение, откровения, сила мыслить исходит от Бога. Значит, ум как механизм, сила для его работы и откровения для его питания происходят от Бога, знания, труд и терпение – от учителей, и в малой части – это и наш труд мыслить. Если не осознать всю эту картину, присвоить себе ум и все знания, посчитать свой труд значительным, то это приведёт к разрастанию гордыни и деформации ума – мы всё и, прежде всего, себя будем видеть в искажённом свете. Мы увидим себя достойными большего и будем присваивать себе общие ресурсы и прибыли, чьё-то время и расположение. Даже стремление познавать будет исходить из гордыни и жадности, потому что это увеличивает наш ум-собственность. И любое усвоенное знание (понимание) будет крепиться к остальным знаниям не благодарностью Богу и людям, а гордыней и похвалой себе.
Плохие мысли в нашем уме появляются точно не от Бога, и страсти, возникающие от принятия этих мыслей душой, также не от Отца Небесного. Они наши – мы их произвели, приняли, укрепили, значит, это и есть исключительно наша собственность, только её признавать мы зачастую не спешим и остаемся бедными, потому что благодать знаний и понимания идёт на питание гордыне, а ей всегда всего мало.
Ум, данный нам Богом для общения с Ним, мы используем, чтобы самоутвердиться, оправдаться, утешиться своими знаниями, остаться при своём и не идём к Богу. Когда Отец Небесный в помощь показывает нашу немощь ума, мы тревожимся и боимся, что собственность разрушается, и как мы будем жить. Бог хочет освободить нас, а мы всё больше цепляемся за свою мнимую собственность и остаемся при своих страстях и грехах.
Более конструктивно воспринимать ум не как свою исключительную собственность, а как собственность, которая находится в нашем хозяйственном ведении и оперативном управлении (как в гражданском праве). Эти права также относительны, поскольку без Бога мы не сможем управлять умом, и без Его ведения наш ум блуждает. Такой подход к пониманию своего ума должен прояснить наше внутреннее и внешнее расположение. Душа и ум – это мы, и если мы знаем, как ум работает, это помогает составить правильное отношение к себе, к уму, к Богу и к окружающим людям. Здравый подход к себе помогает разложить гордыню на элементы, с Божьей помощью увидеть, где и как она действует. Мышление становится благодарственным, уважительным, обращённым к Богу.