«Показывай личный пример в труде и учёбе…»

Часто приходят мысли, почему на данный момент мы живем не по законам дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, заботы о ближнем. Куда ушли те правила, по которым воспитывали детей, чтобы они умели жить по закону «Чужая рубашка ближе к телу»? В школе с каждым годом сложнее налаживать отношения в коллективах учителей, учеников, родителей.


Недавно, перебирая документы, нашла «Памятку члену ВЛКСМ». Это обращение к молодому человеку, который стал комсомольцем. В ней написано: «Комсомол – активный помощник и резерв Коммунистической партии… Комсомол помогает партии воспитывать молодёжь… Ты комсомолец! Показывай личный пример в труде и учёбе… Повышение авторитета комсомольской организации зависит от активного участия в её работе каждого члена ВЛКСМ…»
И это были не только слова. Это была идеология жизни многих людей, по которой они жили сами и учили так жить детей.

Дети слышали это в садике, в школе, на улице, с экранов телевизоров. Показывали фильмы о строителях, трактористах, их жизни, дружбе; мультфильмы, в которых добрые зверушки помогают друг другу. На первом месте стояла забота о маме, папе, о друге, о Родине, об общем деле: берегли природные ресурсы – собирали макулатуру, металлолом; помогали собирать колхозам урожай; тимуровцы заботились о немощных…
Я не говорю, что жизнь была идеальной. Просто такие установки в детстве помогали потом уже взрослому человеку не сбиться с пути, люди ориентировались, что такое хорошо, а что такое плохо. При желании могли исправить свои ошибки добрыми делами во благо…
Примером такого мировоззрения для меня стал брат моей мамы, который занимал большой пост, был начальником военного завода в советское время. Когда он ушёл из жизни, вспомнить его пришли соратники по службе: представители Министерства обороны, генералы, полковники, просто сотрудники, которые долгое время работали с ним бок о бок. Со слезами на глазах вспоминали (каждый), как они выполняли «задание партии», как старались решить более качественно задачу, поставленную Родиной. И это говорилось не для «красного словца», эти слова были в их повседневном обиходе. Говорили о том, как их друг заботился не только об офицерах и солдатах своего завода, а думал и о развитии города, в котором жил, о стране, которая посылала спутники в космос… Собрались пожилые люди, которые всю жизнь трудом служили Родине и людям, дружба которых скреплена этим трудом. Вот это, я думаю, и есть «глобализация» мышления: «Прежде думай о Родине, а потом – о себе!»
А потом посмотрела передачу, в которой брали интервью у одного известного артиста, ему уже 80. Рассказывая о своём детстве, он говорил, что в школе два раза оставался на второй год, мама с утра до ночи работала; его, как он сказал, воспитывала «улица». И человек получил достойное воспитание! Потому что «улица» жила по законам всего общества.
Что происходит сейчас? Писали пятиклассники сочинение «Школа будущего». Мысли были очень похожи: приехали на скутере в школу, робот снял с них одежду, на лифте поднялись в класс, сели за компьютеры, робот-учитель рассказал тему, домашнего задания не задал, на перемене поиграли в планшете, после уроков робот одел, скутер отвёз домой. Лишь в двух работах упомянули, что люди будут вежливыми, уважительными, будут беречь природу. О чем говорит такое видение детей школы? Каждый хочет уединиться с компьютером, планшетом, даже учитель – робот. Хотя дети этого класса очень подвижны, активны, чем доставляют немало хлопот учителям. Они очень любознательны, любят на уроках работать, любят, когда много работы. Их окружает неимоверное количество информации, в которой нужно уметь ориентироваться. Дети отзывчивы на доброе, понимающее отношение к ним.
Но мы, взрослые, порой не можем стать для них примером любви, терпения, понимания, уважения. Наши отношения часто строятся далеко не на принципах гуманизма, порой во взрослом обществе наблюдается «глобализация» безнравственности, беззакония.
Недавно услышала такое мнение о воспитании детей в наше время: читать, писать, считать не так сложно научить даже роботов; детей нужно учить тому, чему не можем научить машины – петь, танцевать, рисовать от души, дружить, любить, добрые дела творить.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email