О сообщении сил души
Система сил души представляет собой несколько взаимосвязанных уровней восприятия внутреннего и внешнего мира. Чувства души позволяют воспринимать процессы, которые не доступны органам чувств тела: в частности, реакции души как её отношение к событиям. В этом есть ключ к изменению чувств души: изменить отношение (настройки ума) и содержание души.
Ум воспринимает сигналы, поступающие через чувства, и обрабатывает их в зависимости от мышления и мировоззрения человека. При этом ум является управляющей силой, которая с помощью воли должна контролировать, сдерживать и преобразовывать поток импульсов, идущий от чувств души, усиливать их восприимчивость к внутренним и внешним процессам души.
Несобранность сил души нам знакома: мысли не взаимосвязаны с чувствами (думаем одно, а чувствуем другое), воля не послушна мыслям – следует за чувствами (необработанный умом импульс от системы чувств приводит к необдуманным действиям). Наш ум стал не внимателен к чувствам, снизилась его способность распознавать импульсы. Во многом это обусловлено тем, что мы пребываем в мыслях, которые не всегда привязаны к реальности, не направлены на конкретные действия и пропитаны эгоизмом. Из этих мыслей мы создаем образы и услаждаем ими свои чувства, по сути, пребывая в иллюзиях, или расстраиваемся несоответствием образов и реальности. Неконструктивный мыслительный процесс снижает сообщение между умом, чувствами и волей. Ослабление их взаимосвязи создаёт обратный эффект: плохо восприимчивый к чувствам ум не может их контролировать, человек становится излишне эмоциональным. Мы плохо чувствуем и почти не осознаём, что происходит у нас в душе, и как следствие, мы мало, что способны в ней изменить.
Наши силы души расстроены по двум причинам: мы далеки от Бога, и мы не трудимся их собирать и настраивать. Повреждение сил души произошло, когда они стали работать не по тем законам физиологии души, которыми их наделил Бог. Мы создали препятствия для пребывания Божьего духа в душе тем, что воспроизводим дух страстей и грехов, которые, накапливаясь, искажают системы восприятии и реагирования души. Из-за них снижается концентрация (качество и количество) здорового духа в душе, а без него силы души отравляются и расстраиваются.
Мы можем потрудиться настроить силы души – будем внимательны к своим мыслям (уму), желаниям (воле), эмоциям (чувствам). Эта собранность сил души в некоторой степени позволит управлять ими и преобразовывать их, но существенно изменить себя можно благодаря обновлению духа, которое происходит с наполнением души Божьим духом.
Силы души приводятся в сообщение (в единство) не только их взаимодействием, но и духом определённого качества, количества (концентрации), направления, который создаётся и усиливается в душе с появлением Божьей благодати (духа), когда мы направляем работу сил души к Богу. Наиболее близкой к духу силой души считается ум и, соответственно, его рабочий материал – мысли. Когда Бог их наполняет Святым духом, наша задача – внедрить этот дух как можно глубже в душу, чтобы после, наполнившись им с Божьей помощью, чувствовать его пребывание в себе. В богомыслии и молитве мы учимся настраивать ум, задавая порядок движения и наполнения мыслей определённым духом, стараемся удерживать их, собирая воедино и направляя в душу. Ум становится сильным и дисциплинированным, и с Божьей помощью создает мысли соответствующей силы духа, который легко проникает в душу и получает отклик в душе – идут реакции преобразования нечистого духа: в душе становится светлее и теплее. О проникновении Божьего духа свидетельствуют чувства: эти импульсы воспринимаются и обрабатываются умом, происходит усиление осознания. Дисциплинированный ум более восприимчив к чувствам души и более сопряжен с волей.
Производя внутреннее делание, мы будем чувствовать и сопротивление испорченного ума, когда Божье слово отличается от наших представлений, и сопротивление испорченного естества души – ощущаемое чувствами восстание страстей. Если умом мы стараемся мыслить в одном направлении, но чувства говорят о другом, это значит, что реальное наполнение души отличается от мыслей, и именно его мы воспринимаем через чувства. Нужно стараться внедрить дух, которым мы мыслим, в душу, чтобы жить им и пропитываться. Силы души постепенно восстановятся и будут действовать в естественном порядке, установленный для них Богом, который есть основа присутствия Божьего духа в душе. Если увлечься мыслями и отвлечься от чувств, может возникнуть расхождение: мы будем полагать, что успешно заняты внутренним деланием и трезвим себя, а в действительности превозносимся. Мы этого не видим, не чувствуем, и в какой-то момент мысли следуют за чувствами, а конкретнее за теми страстями души, которые говорят через чувства, и ум оказывается под влиянием страстей. Необходимо удерживать мысли в направленности к Богу, прилагать к этому волю. Так мы будем сдерживать и обрабатывать идущие из души импульсы страсти, чтобы они не разрушили здравое мышление и не увлекли за собой волю. Постепенно или вдруг мы почувствуем успокоение: это в душу сошёл Божий дух, и страсти утихли.