Богообщение и духовное воспроизводство сил души. Ум
Собранный и предстоящий перед Богом человек готов к общению: слышать, видеть, чувствовать, осознавать и понимать Божью волю, откровения и жизнь. Богообщение – непосредственный контакт души с Богом и приобщение человека к благодати Святого Духа. Преобразовывая страстные мысли, чувства, фантазии, заблуждения (иначе мы их и воспроизводим), мы открываемся Богу, чтобы воспринимать Его слова и сигналы, воспроизводить их в Богомыслии, духовных чувствах и выполнении Божьей воли. Силы души повреждены, поэтому мы встретимся со многими трудностями и преградами.
Повреждённость ума мы должны видеть и на этапе его собирания, и на этапе предстояния Богу, и на этапе общения с Богом, а также понять качество и количество остатков ума, масштаб и причины повреждения, чтобы обеспечить его духовное воспроизводство. Поначалу это сделать сложно, поскольку мы не обладаем достаточной мощностью сознания и благодатью, чтобы определить масштаб остатков и суть повреждений ума даже при номинальном изучении духовных знаний. Лишь в Богообщении ум наполняется Святым Духом, и появляется реальное видение и чувствование сил души, их повреждений и остатков.
Для понимания силы ума и его остатков обозначим его количественные и качественные характеристики. Способность удерживать ум, собранным и обращённым к Богу во внимательном общении («мускульная» сила ума) – это количественный параметр. Способность выполнять это делание благодаря системе знаний, ценностей и качеств, которые помогают добротному проявлению и применению ума (терпение, уважение и т.д.) – это качественная характеристика ума. Количественные и качественные характеристики взаимообусловлены: при недостатке количества ума он компенсируется качеством, например, если тяжело даётся понимание Бога, ум должен быть терпеливым и это позволит удерживаться в общении с Богом, нарабатывая и масштаб знаний, и «мускульную» силу. Однако качественные характеристики приоритетны. Мы уходим от Бога, если выстраиваем ум, не основывая его на добродетелях. Именно на них следует ориентироваться в воспроизводстве ума. Этому учит человека Бог – исцелить душу можно лишь Святым Духом, а ум духовно возрождается, когда душа пребывает в единстве с Богом.
Рассмотрим направления воспроизводства ума в Богообщении.
1. Ум становится собранным. Трудности в собирании ума обусловлены его повреждениями и привязанностями, недостатком дисциплины и порядка. Ум рассеян из-за безответственности и лени или излишне сконцентрирован на желаниях и переживаниях, т.е. он либо не сфокусирован из-за выключенного мышления или поглощен навязчивой мыслью или чувством. Как следствие, ему не хватает силы удерживать связь с Богом, Богообщение часто прерывается. Когда трудимся возвращать ум к Богу, настраиваемся на уважительное и непрестанное общение, то и Бог благодатью помогает быть внимательным, поддерживает со своей стороны единство. По мере укрепления дисциплины и очищения ум становится цельным и собранным, легче поддерживает предстояние перед Богом и общение с Ним.
2. Ум обретает силу противостоять страстям. Еще хуже ситуация, когда ум не только рассеян, но и неуправляем – над ним через помыслы, чувства, эмоции господствуют страсти. Либо он настолько привык к внешним впечатлениям и мечтаниям, что утратил силу внимать Богу и концентрироваться (ум не осознаёт процессы души и не управляет ими). Когда говорит Бог, мы быстро отвлекаемся на свои переживания, поддаемся происходящим в душе реакциям. Обращаясь к Богу, с Его помощью мы учимся отсеивать или перерабатывать греховные помыслы, сохранять трезвость, осознавая возникающие чувства и эмоции, не позволяя им завладеть умом. Его следует постоянно направлять к Богу, заново собирая, если ослабевает внимание, очищать от помутнений. Бог помогает откровениями и просветлением, ценит верность Божьим советам и старание жить по ним. Ум пропитывается благодатью, обретает порядок и силу отслеживать и управлять помыслами и эмоциями.
3. Ум избавляется от ложных представлений и пристрастий. В Богообщении мы стараемся услышать и понять волю и откровение Бога. Понимая, что наше представление и воля отличаются, необходимо просить у Бога вразумления и силы, чтобы осознать и выполнить. По стараниям Бог помогает благодатью, ведёт ум в верном направлении, чтобы в нём ожили знания о Боге, жизни, душе. Мы увидим, что ум приобрел определённую направленность и привязанности, и не всегда желает двигаться за Богом, изменять мировоззрение. Усилием воли и Святым Духом преодолевается неволя и заблуждения. Ум становится ясным и свободным, легче с Божьей помощью вникает и прозревает суть жизненных ситуаций.
4. Ум воспитывается работать в единстве с Богом. От простого производства мыслей духовного воспроизводства ума не происходит. Беспорядочное мыслеобразование загромождает и ослабляет ум, теряется ясность сознания. Мысли выступают как производное и носитель страсти, неосознанного переживания, чувства. Воспроизводство знаний (даже о Боге) также не всегда является благодатным размышлением. Отличаются эти два вида умственной деятельности просветлением, которое наступает по благодати, исходящей от Бога. Без неё человеческий ум слабеет или привыкает полагаться лишь на себя и от этого гордится, становится самодовольным. Мысли о Боге – это не есть Бог. Богообщение – это непосредственный контакт с Личностью Бога, в котором мы научимся мыслить вместе с Богом и чувствовать Его. Это не только думать вслед за Богом, за его откровениями и волей, но когда Он молчит, мыслить с пониманием, что это действо также происходит с Божьей помощью и энергией, поэтому мышление и должно быть направлено к Богу. В результате ум укрепляется в направленности и привязанности к Богу, преодолевает рассеянность (вместе с ней лень и безответственность), обогащается не только откровениями, но и смирением.
5. Ум становится простым и смиренным. В пустомыслии и высокоумии мы старательно выстраиваем о себе мнение, неправедно используя функции ума (мышление, воображение). Мы создаём приятные образы и занимаемся самолюбованием, а затем при обнаружении ошибок – самобичеванием. Формируется поглощённость ума собой, он привыкает к рассеянности и мечтательности, становится поверхностным, искажённым и слабым. Приобретаемые знания служат производству мнения о себе. Это влияние гордыни прекращается с Божьей помощью, когда мы стараемся общаться с Богом, а не со страстями. Богообщение открывает душу, она учится реальному восприятию Бога, жизни и себя.
Таким образом, повреждения и проблемы ума сведем в три группы: 1) ум закрыт от Бога (неверие); 2) ум наполнен мыслями о Боге, но человек обманывается, что это Богообщение; 3) ум в общении с Богом присваивает себе благодать. Основная ошибка заключается в том, что ум пытается найти опору в себе, но эти попытки приносят плохие плоды. Он становится несвободен, непродуктивен в плане благодати и исцеления души. В Богообщении ум обретает правильное основание и порядок работы – собран и внимателен к Богу, получает духовное питание и производит пищу для души, чувствителен к жизни, к людям и к реакциям души.