Богообщение и духовное воспроизводство сил души. Чувства
Чувства позволяют определить вкус и суть воспринимаемых явлений и вещей. И вместе с тем, чувство – это отклик души на восприятие, он изменчив и зависит от её настроения и духовного состояния. Здоровые чувства как средства восприятия мира верно определяют полезное для души, помогают ей придерживаться правильных предпочтений.
Расстроенные чувства имеют иной характер восприятия: вредное становится притягательным и приятным, и, стремясь к удовлетворению подобных желаний, душа еще больше повреждает чувства, а вместе с ними ум и волю. Бог, который по природе души, является для нее наивысшим благом, теряет для неё ценность, её духовные чувства угасают, она не может воспринимать духовный мир и его явления, нет реального видения и чувствования Бога. Господствуют чувства душевные и / или телесные, но без огранки духовными чувствами они искажаются и теряют меру (например, возникает тщеславие или чревоугодие).
В общении с Богом человеку с поражёнными чувствами может быть приятна благодать, но неприятно подчинение Божьей воле, осознание своей немощности и страстей. Ему предпочтительнее ощущение своего превосходства и значительности, поэтому душа желает похвалы и удач. Действия ума и воли направляются на удовлетворение этих желаний. Критика и неудачи горьки для чувств, и мы стремимся избежать неприятных ощущений.
Страсти через расстроенные чувства требуют утешения и услаждения и довлеют над умом и волей. Если их не удовлетворить, возникают болезненные ощущения: давление, жжение, голод и т.д. Так могут проявляться уныние, гнев, зависть. Это значит, что страсти образовали предрасположенность и тягу к грехам, т.е. естественная любовь души направлена на греховные явления или чрезмерно привязана к земным вещам.
Воспроизводство чувств благодаря Богообщению сводится к двум важным задачам:
1. восстановление чувств как средств восприятия душой внутреннего и внешнего мира;
2. воспитание духовных чувств как состояний, в которых душа видит ценность и стремится в них жить и действовать.
Чувства позволяют ощутить движение духа в душе – его качество, количество, направление (как мы, например, чувствуем любовь или обиду, их силу). Но наши чувства привыкли к удовлетворению вредных для души желаний (мы полюбили их и этим создаём неправильный дух), поэтому поставив на первое место духовные явления, законы и меры, мы перенаправим внимание и энергию. Для этого мы перестраиваем мысли и дела таким образом, чтобы ум и воля стали вратами для Божьего духа, который воспитает правильные чувства (любовь) души. Когда душа с Божьей помощью настроится жить по духовным законам, в ней будет действовать Божий дух, утвердится неприятие страстных предпочтений. Если мы не настроены на духовное чувствование (Бога и души), мы теряем эту способность и живём в мире душевных и телесных чувств, но они без управления духовными чувствами расстраиваются и подчиняют себе ум и волю.
Система чувств восстанавливается с воспитания духовных чувств и подчинения им душевных и телесных чувств. Направляя внимание на духовность, мы выстраиваем силы души в соподчинении с Богом. Святой дух проникает в душу и очищает ум, чувства и волю, восстанавливается восприятие и чувствование духовных явлений, но прежде должны быть наши усилия, чтобы ориентироваться на духовные ценности, которые утвердившись в уме, должны стать нормой для воли, и она привыкнет пребывать под Божьим руководством.
Чувства во всей их совокупности должны быть подчинены уму и воле. Они повреждаются вслед за порчей ума и воли, поэтому духовное воспроизводство чувств начинается с восстановления ума и воли. Отметим, что создание чувства (как состояния души) происходит в последовательности: ум → воля → чувство, потому что чувство – это переживание отношения. Изменив умом отношение, со временем с Божьей помощью, изменится чувство. Прежде ум производит верную мысль (каким должно быть мышление, действие, чувство, например, уважительным и заботливым), затем подключается воля (мы стараемся именно так поступать), затем Бог по делам и смирению даёт благодать, и происходят изменения души (мы начинаем чувствовать любовь и внимание к людям). В начале этого делания может не быть чувства или даже будет присутствовать сопротивление, но этот механизм сработает, когда попутно мы выявляем и преобразовываем повреждения ума, воли и чувств души. Например, когда чувства желают похвалы, мы умом и волей стараемся сформировать отрицательное или спокойное отношение к ней.
Если чувствуется сопротивление (гордыня проявляется нежеланием подчиняться Богу), это душевное чувство необходимо компенсировать и преобразовать духовным чувством – вычленить требование страсти, ограничить её действие покаянием и благодарностью Богу, и сконцентрироваться на желании видеть и чувствовать Бога и свои грехи. Если есть чувство очерствения и ожесточения, душу и её силы нужно размягчить. Для этого подходит чувство покаяния и стыда, происходящее от осознания своих грехов, а также страх Божий. Удобрив душу чувством благодарности, в почву смирения сеются семена духовных добродетелей (в начале от ума), и они взращиваются до появления духовных чувств. Это значит, что в душе восстановилось движение благодатного духа, мы его чувствуем (если благодать намеренно не будет скрыта Богом).
Духовные чувства – это признак наличия духовной жизни, но к ним нужно стремиться аккуратно. Техникой безопасности является внутреннее делание (совокупная работа ума, воли и чувств), в ответ на которое Бог даёт благодать – реальное присутствие и восприятие в душе благодати (любви к Богу и к людям). Без делания искусственное разжигание чувств (их умственное воображение) приводит к прелести и падению человека в большее очерствение. И в то же время, правильно подогревая духовные чувства, мы подогреваем духовную жизнь.
Духовное воспроизводство ума, воли и чувств происходит совокупно. Вместе с возрождением чувств души происходит укрепление ума, он способен лучше осознавать и анализировать возникающие чувствования. Воля больше подконтрольна уму и качественнее работает под его началом (внедряет мысли до их чувствования душой).