О началах и природе страстей
Страсть как чрезмерная и противоестественная потребность человека произрастает на естественных потребностях души и тела, расстраивает их и разрушает порядок жизни. Душа духом (умом) должна следовать за Богом, тело – за душой. Страсти изменили этот порядок: ум отклонился от Бога и управляется низшими по отношению к духу и исказившимися потребностями души и тела.
В основе всех страстей – самолюбие, когда «я» стоит на первом месте. Эта любовь к себе возникает, когда мы делаем что-либо исключительно ради себя, без любви и уважения к Богу и к людям. Адам и Ева, нарушая Божью заповедь, думали прежде о себе, а не о Боге, и с этого началось искажение любви в их природе. Самолюбие проявляется первым корнем – славолюбием: душа превозносит себя и желает жить за счет Бога и окружающего мира, что создаёт второй корень – сребролюбие. Укрепляется самолюбие приятным ощущением превознесения и обладания: это третий корень – сластолюбие. Душа теряет разумную духовную связь с Богом и миром, поскольку не впускает в себя Святой Дух, который делает её осознанной и составляет сущность Бога и всего созданного им мира. При этом она пытается восполнить силы, потребляя Божьи творения, а её природная любовь становится слепой и неразумной и перерождается в неосознаваемую привязанность.
Три коренные страсти, когда они не удовлетворяются и разрастаются, действуют через свои производные. Славолюбие (любовь к превознесению и почитанию) проявляется гордыней и тщеславием; сребролюбие (любовь к владению) – жадностью, ревностью, завистью; сластолюбие (любовь к приятным ощущениям) – чревоугодием и похотью. В жизни складывается множество различных вариаций взаимной зависимости страстей. Например, сластолюбие проявляется не в угождении физическому телу, а в служении гордыне и тщеславию – человек готов во всём себя ограничить, лишь бы окружающие люди признавали его заслуги. Триединое устройство человека разрушается этими страстями, которые подразделяются по уровням его естества: гордыня, тщеславие (дух); сребролюбие, печаль, гнев, уныние (душа) и чревоугодие, блуд (тело).
Душа и тело человека имеют потребности, которые при неправильном удовлетворении становятся страстями. Например, человек чувствует голод благодаря рецепторам желудка, которые направляют в мозг сигналы о необходимости питания. Удовлетворяя эту естественную потребность, человек получает удовольствие, поскольку дополнительно срабатывают отвечающие за него рецепторы и отделы головного мозга. Нормальной является правильная мера соотношения между удовлетворением потребности и удовольствием от него. Если человек, не являясь голодным, ест ради приятных ощущений, он привыкает доставлять себе радость чувственным наслаждением, у него формируется пристрастие. Эти чувства становятся приоритетными, потребность в еде – чрезмерной.
Более того, человек неосознанно пытается заместить духовные и душевные процессы питания с помощью материальной пищи, но потребности души удовлетворяются духом, который создается трудом ума, воли и чувств. И если его не совершать, человек, испытывая нервное напряжение от недостатка духовного питания, будет стараться восполнить его физической пищей. В результате создаётся связь (рефлекс) – компенсировать душевное настроение через потребление пищи для тела. Эта привычка становится подсознательной: человек её не осознает, но чувствует тягу и, поддаваясь, неразумно ест и пьёт. Аналогичная взаимосвязь существует в развитии страстности в отношении половой функции.
В примере указаны два процесса питания – человек должен питать душу (необходим дух) и тело (необходима физическая пища). Душа требует питания естественно по своей природе и физиологии, а сверх меры – по образованной страстности. Чревоугодие и прочие страсти возникают, когда человек пытается потребности души удовлетворить через телесные возможности или свести свои интересы и стремления к этим удовольствиям. Поскольку это невозможно в силу природного устройства человека, нарушается мера и порядок, возникает страсть. В корне страсти находится попытка избежать созидания благодатного духа и удовлетворить потребность в нём через потребление материальной (физическая пища) и нематериальной (владение, похвала) энергии. Очевидными становятся признаки страстности: отключается разум и нарушается мера. Страсть действует через подсознание, она вросла в душу, и мы воспринимаем ее частью себя.
Созидание духа, по сути, представляет собой мышление и жизнь в сотворчестве с Богом (по Его законам). Душа получает Святой Дух для питания, что гармонизирует процессы потребления энергий душой и телом. Этот дух необходимо внедрить в душу, восстановить её силы и закрепить изменением её физиологии, чтобы он свободно пребывал в душе. Когда мы не живём по Божьим законам, мы питаем душу нечистым духом.
В изучении природы страстей ценен пример Адама и Евы, которые сделали шаг в сторону познания добра и зла через чувственное восприятие в обход Божьего просвещения благодатью. Когда они ослушались Бога, Божья благодать отступила, Адам и Ева ощутили свою наготу (неполноценность без благодати). Далее Бог, сделав им «кожаные одежды», изменил их естество – у них появились известные нам физиологические потребности, которые человек вынужден удовлетворять, иначе он страдает от голода, жажды и т.д. Эта «естественная страстность» тела (как её назвали Святые Отцы) дана человеку для оздоровления духа и души, но она стала почвой для проявления и разрастания страстей души. И доныне люди, не осознавая причин, стремятся компенсировать неполноту и голод души разными способами, насыщая душу знаниями, переживаниями, впечатлениями.
Естественная потребность питания души ощущается благодаря тому, что у неё есть рецепторы, и когда возникают импульсы голода, мы стремимся удовлетворить его, но делаем это подсознательно. Мы не всегда осознаем и понимаем необходимость питать душу, но вынуждены это делать, поскольку так устроена её физиология. Правильно определить правильное питание души и меру его потребления помогает Бог и Его законы – без них мы теряем разум и создаём в душе наклонности и привязанности (страсти).
Душа приобретает страсть сребролюбия в различных вариациях: это желание владеть жизнью, имуществом, знаниями, впечатлениями и стремление получать удовольствие от обладания этими ресурсами. Они присваиваются умом и усваиваются как устроение души (чувство, привычка) – становятся подсознательными рефлексами (потребностями), которые мы страстно желаем удовлетворять. В конечном итоге страсть распространяется на Бога и других людей – мы потребительски хотим, чтобы они поступали, как нам выгодно. Если наши желания не реализуются, мы печалимся, гневаемся и впадаем в уныние.
Высшая сфера души (ум) поражается гордыней и тщеславием. В гордыне душа мнит себя выше и лучше, подпитывая себя духом превознесения и самопочитания. Как следствие в тщеславии душа желает этого от окружающих людей – ей необходима подпитка извне (похвала, признание авторитета). Это всё те же процессы питания, но выходящие на более высокий уровень управления душой, когда поражается ведущая часть души (ум), которая должна по своему назначению быть ближе к Богу.