Охлаждение веры
Вера – это определенная настроенность ума, воли и чувств души, которая формирует соответствующее внутреннее состояние, поведение и восприятие жизни. Здоровая вера требует осознанного труда по воспитанию сил души (они являются инструментами создания веры). Одному человеку вера позволяет видеть в жизни Бога и добро, другому – зло и несправедливость. Живая вера помогает не только видеть Бога, но и общаться с Ним.
Неправильные действия ведут к охлаждению веры. В ситуациях, когда трудно принять жизнь и Божью волю, если мы не преодолеваем свои заблуждения и страсти, они становятся частью сознания и препятствием для веры. Она охладевает: ослабевают добрые мысли, всё чаще умом и волей руководит недовольный эгоизм и наполняет душу холодом. Или мы ленимся мыслить, устремлять волю к Богу и добру, или чувство обиды стало поперёк души и нет желания верить, чувствовать, жить духовными ценностями. Или из гордыни так стараемся духовно мыслить, что забываем о Боге. Мысль как средство связи должна соединять ум с Богом, но настроена на превознесение себя, поэтому вера холодна, пуста и поверхностна.
Если рассмотреть процесс технически, вера охладевает, когда сбоит двигатель и заканчивается топливо. Эти факторы взаимосвязаны. Топливом для веры являются мысли, чувства, поступки, а инструментом для их заготовки и использования – силы души. Не трудясь умом, не прилагая усилие воли, чтобы ощутить проникновение мысли в душу и вслед за нею – покаяние, благодарность, озарение, мы останемся на «холостом ходу». И Бога эти легковесные мысли и чувства не «регистрируют» – не касаются Его, Божьей благодати мы не ощущаем, поэтому не хватает ресурсов, чтобы душа постоянно работала в продуктивном режиме веры.
Как разогревать веру и что делать, чтобы вера была живой?
1) Понимая, что вера охладела из-за страстей и грехов, не следует начинать с их детального разбора – из-за недостатка духовных сил можно увязнуть, заблудиться и остаться в неправильном восприятии. Сосредоточившись на тех мыслях, и/или желаниях, и/или чувствах, которые мы точно знаем, что они неправильные, нужно сразу покаянно умом обратиться к Богу, помочь свету войти в душу, чтобы прояснить внутреннее состояние, почувствовать живое прикосновение благодати. Аналогично работать и с волей – не строить долгих пояснений, почему должно слушаться Бога, а просто быть послушным из уважения и почтения. Искренне выполнив эти действия, мы уже почувствуем теплоту раскаяния и освобождения. Все эти действия возможны с рабочими остатками души – они оперативно задействуются. Далее работа заключается в том, чтобы восстановить и поддерживать теплый контакт с Богом и очищать от страстей силы души.
2) Сторониться мертвой веры, когда мы уходим в умные объяснения и представления, но не приближаемся к Богу, а отдаляемся. Они становятся преградами, на которых вырастет гордыня и самомнение, а далее начнется неверие ума и непослушание воли. Живая вера – жизнь в Божьем присутствии и сотворчестве с Богом. Изучаемые знания – это инструменты, способы, методы, чтобы приблизиться к Богу, ощутить, понять Его, стать послушным. Без должного применения они становятся мертвой верой: умом познаём, но в чувства и дела не приводим. Вера питается личным духовным опытом связи с Богом. Если нет углубления духовной науки, сначала происходит привыкание, затем – охлаждение, потом – очерствение.
3) Вера и силы души должны испытываться нами самими: как учат Святые отцы, должно быть трезвение внимания – собранность, соблюдение чистоты и порядка, направленность к Богу. Постоянно себя проверять: заботиться о качестве внимания. Как мы читаем молитвы? Есть прикосновение к Богу или мы даже свою душу не чувствуем? Как мы учимся – формально или работаем до Божьего откровения, когда душа чувствует некнижное питание и теплоту? Это значит, что наши отношения с Богом – живые.
4) Откровение за откровение. В живой вере душа питается откровениями, а Отец Небесный даёт их подготовленной душе, поэтому есть плод – взросление сознания. Мы порой привыкаем потреблять откровения, и тогда не трудимся, чтобы удостоиться от Бога откровения. Нет живой веры – нет возрастания мышления и качеств души. Они не приживаются, поскольку ум не работает как инструмент для их возделывания. Мы закостеневаем в имеющихся у нас знаниях, они не живы: душа ими не живёт, поэтому нет живой связи с Богом, разрастается гордыня, душа черствеет.
5) Наши сильные и слабые стороны – это точки соединения с Богом. Сила – это дар Божий, за который нужно смиренно благодарить. Слабость – недостаток, за который лучше каяться, смиряться и просить помощи. Мы должны изучить себя и соединить контакты, чтобы пошёл ток благодати. Осознание своей зависимости от Бога, укрепляет страх Божий и на его основе – веру. Усиление веры сопряжено с взрослением личности: осознавая, кто я, я верно определяю и что я хочу, т.е. с развитием мышления происходит развитие качества желаний (развитие пары: ум – воля), приходит глубокое чувствование себя. Без этого созревания не взрослеет чувство Бога, потому что не совершенствуется воспринимающая Его душа и ее инструменты. Мы оказываемся отформатированными буквой закона, а духа и творческой силы не хватает, живём по форме без содержания, правила становятся шаблонами-ограничителями, из которых нам неудобно вырастать, потому что расти – это трудиться. Жизнь становится нерадостным процессом, без вдохновения (признак охлаждения веры). Бог трудится, чтобы в нас не укоренялась обманчивая радость взращивания гордыни (прелесть), но и Божья духовная радость, которую мы не возделываем, не приживается в душе.
6) Необходимо постоянное внимание к состоянию ума, воли и чувств, чтобы вовремя осознавать движения и состояния души, которые приводят к охлаждению веры. Мысли, чувства, желания нужно анализировать и обрабатывать так, чтобы они не заграждали сознание и веру, а становились ресурсом для их развития. Горделивые мысли, чувства, желания нужно отделить от мыслительного процесса – они создают неверные настройки и восприятие. Обновлённым (покаянным и благодарным) мышлением преобразовать эти «отходы» в «доходы» (поводы для смирения и здравомыслия) и воссоздать сильные духовные мысли и чувства для выравнивания сознания (вернуться к ним, если произошло отвлечение). Охлаждение веры происходит, когда мы вовремя не преодолеваем барьеры страстей и грехов, упираемся в них и начинаем их воспроизводить.
7) Вера как опора (русло) направляет силы души, и в то же время вера ими должна созидаться. Иными словами, вера как остов движений ума, воли и чувств создаёт определённое мировоззрение – настроенность, прежде всего, ума как ока души (во что я верю, тому я посвящаю своё внимание и силы). И мы наделены способностью, с Божьей помощью развивая мышление, разбираться, во что и как нам верить, т.е. как организовать ум, волю и чувства для развития веры и мировоззрения. Если наше мышление не работает, или вера охладевает из-за страстей, или мы воспроизводим её в неверном направлении, работа сил души и внутренняя энергия затухает или «закольцовывается». Дело в том, что работа ума создаёт энергию осознанности (она выражается в том числе в форме направленного внимания). Благодаря ей мы выстраиваем наши внутренние процессы в соответствии с тем, какова наша вера и внешние обстоятельства. Если мышление не работает, энергия осознанности не создается, и внутренние процессы нами не контролируются. Однако они не останавливаются и беспорядочно влекут за собой внимание ума, волю, чувства. В результате мы поступим так, как продиктуют нам страсти, а не в соответствии с тем добрым, во что мы стараемся верить. Силы души разрушаются, и не хватает духовных сил, чтобы верить Богу в сложных жизненных обстоятельствах. Похожим образом ситуация развивается, если мы мыслим, желаем, действуем под влиянием страстей (например, гордыни). В этом случае внутренняя энергия постоянно вращается вокруг нашего я (эгоцентризм) и питает не здравые мысли о Боге, мире и нас самих, а наши нетрезвые эгоистические представления. Мы ходим по замкнутому кругу. Мысли и желания не обновляются, дух угасает, вера слабеет вместе с сужающимся мировоззрением. Поэтому качественно работающее мышление позволяет здраво смотреть на себя и мир – формирует правильное мировоззрение и расстановку сил души. И насколько они позволяют, человек в своем развитии тянется выше, стараясь верить в то доброе и лучшее, что есть в мире и в нем самом.