Обида и как с ней справиться. Первая попытка разобраться

Мировоззрение как призма формирует восприятие себя и окружающего мира. Оно воспитано нами и обществом на основе определённых мыслей/чувств/желаний и способа мышления. Одним из его продуктов является мнение о себе. Если мышление свободно от эгоизма, мнение о себе и мировоззрение в целом будут относительно здоровы. Как следствие, мы адекватно воспринимаем себя и мир. Эгоистическое мышление производит искажённое мировоззрение и самомнение.

Из-за болезненного самолюбия происходящее внутри и вовне воспринимается в преломлённом свете, и мы думаем, что достойны лучшего, что к нам неправильно относятся, что жизнь не соответствует нашим ожиданиям и потребностям. Возникает обида на людей, на жизнь и на себя. Она начинается с мысли несогласия, затем подкрепляется болезненным чувством ущербности (себя, жизни, другого человека) и желанием действовать в заданном обидой направлении. Обида завладевает умом, волей, чувствами.

Из-за гордыни и мнительности в душе возникают реакции обиды – соответствующие мысли и чувства. Если они становятся фокусом внимания, мышление и мировоззрение еще больше искажаются. Например, мы стараемся ответственно выполнять работу, но возникает самомнение. Друг говорит: работа делается плохо – его мнение не соответствует нашему мнению о себе. Насколько хватит душевных сил, мы можем удержаться от несогласия и обиды, но может наступить момент, когда силы закончатся, или мы решим, что он переступил предел допустимого. Замечание может быть конструктивным, но мировосприятие даёт иную картину – оно производит мысль, что критика несправедлива или неумеренна. Далее возможны два варианта: 1) мы собираем силы души и разбираемся в сути замечания и в своем недовольстве; 2) мы остаемся при своём самомнении и укрепляемся в обиженном состоянии. Если не справимся с негативными мыслями и чувствами, будем смотреть на друга через искривлённую призму и болезненно воспринимать его слова и действия: думать, что он постоянно критикует. Необходимо исправить отношение – распознать обиду, искажающую мировоззрение, и создать правильный фокус восприятия. Можно пытаться сформировать мысль и чувство покаяния, что нельзя обижаться, что гордыня взяла верх, убедить себя в своей неправоте. Но это пока общая и поверхностная работа, с которой лишь начинается изменение мыслей и чувств. Если мы остановимся на ней, скоро увидим, что обида осталась и завладела внутренним миром.
Требуется детальное изучение обиды, своих реакций и внутреннего расположения – мыслей, чувств, желаний. Из них создан внутренний мир, мы опираемся на них, движимы и вдохновляемы ими. Когда поступает информация, которая, действительно или по нашему мнению отличается от внутренних установок, возникает конфликт – мы не согласны. В зависимости от нашего устройства мы осознаем обиду сначала на уровне ума – это будет мысль несогласия и за ней, если быстро не проработаем, подтянутся негативные чувства (это углубление обиды) и сформируются соответствующие волевые посылы. Ум должен быть на страже, но когда мы сознательно решаем, что замечание несправедливо, ум становится создателем обиды. Пока мы стоим на позиции своей правоты, мы не прекратим обижаться. Бывает, что импульс идёт из глубины души, и мы ощущаем чувство обиды / боли – это задета внутренняя установка (мнение, чувство), а ум распознаёт болезненное ощущение.
Мы должны понять, какой элемент самомнения задет и вызывает негативные эмоции. Эта внутренняя опора является произведением однажды созданных мыслей, чувств, волевых усилий и желаний. Она стала моделью мышления и поведения – на её основе мы строим отношения с собой и окружающим миром. Но мнение о себе имеет обратную сторону – это мнение и о других, т.е. если мы высоко мним о себе – другие люди должны уважать и слушаться нас. Со временем эта программа становится автоматизмом – мы, не осознавая, эгоистически реагируем на жизнь. Эта реакция будет разрушать сознание, пока мы не изменим себя.
У каждого в душе есть искаженные представления, которыми мы цепляемся за жизненные обстоятельства, раним себя и наращиваем оборону из мнений о себе – мыслей, чувств, желаний, чтобы как-то уравновеситься и чувствовать меньше боли. Так работает мышление под давлением задетого самолюбия и отражает грани самомнения, которые обычно нам не заметны. Образование обиды похоже на образование тромба. Он возникает при повреждении тканей тела, когда активизируется система свертывания крови. Повреждения души должны регенерироваться правильным мышлением, однако проблема заключается в том, что обычно задеваются те участки души, которые повреждены или созданы эгоистическим мышлением. Если задетое самомнение будет рубцеваться болезнетворным мышлением, обида увеличится и зачерствеет. Освободиться от нее поможет конструктивное и гибкое мышление – оно позволяет строить мнение о себе и других, исходя из здравых мыслей и чувств, быстро ориентироваться и исправляться, когда выявляется гордыня. Тогда мы можем правильно фокусироваться (найти опору на верной мысли), определить болезненную установку (мнение) и изменить её покаянием и благодарностью. На одной лишь мысли останавливаться нельзя, поскольку обида – это синтез мыслей, чувств, желаний. Поэтому нужно и усилия воли приложить, чтобы укоренить в душе конструктивные мысли и дойти до соответствующих чувств.
Если ум не собран и не налажено гибкое мышление, мы не успеем опереться на конструктивную мысль, чтобы не дать образоваться фокусу обиды. Из-за жесткого самомнения мы почувствуем резкую боль и уходящую из-под ног почву. Особенно больно, если подорвана важная для нас установка – она может быть неверной, но она как несущая стена для мировоззрения. Возможно, мы, чтобы уравновесить внутренний мир, приложили немалые усилия для ее создания, но ее нужно разобрать. Каждый из нас выдержит разное воздействие – один восстановится, если резко выбить его эгоистическую опору, а другой – сломается, ему необходима постепенная регенерация. Даже в одном человеке разные установки предполагают разные подходы – от одних мы быстро избавляемся, а другие требуют долгой работы.
Обида состоит из многих негативных реакций: осуждение, гнев, жалость к себе, самооправдание. Разбираться нужно с каждым элементом, помня, что это производные гордыни. Наихудшим следствием обиды является сопротивление и нежелание двигаться/жить в конструктивном ключе. Начинаясь с несогласия, обида становится возмущением и протестом против Бога, жизни, окружающих людей. Она, как закупоривший сосуд тромб, препятствует нормальной работе души. Протест может быть пассивным – это расслабление сил души и нежелание что-либо делать (уныние), или активным – мы упорствуем в своем мнении и со злостью настаиваем на своих желаниях. Чтобы преодолеть обиду, необходимо понять – это реакция гордыни, создавшей самомнение и больное самолюбие.
Причиной образования обиды является неправильное мышление. Поэтому основным инструментом работы над нею должно быть здравомыслие, чтобы смирившись, исправить неверные элементы мировоззрения. Это не просто даётся. Мы порой ощущаем, как обида держит ум, волю, чувства отрицательными мыслями, ощущениями и энергией. Силы души испорчены и сопротивляются Богу – их нужно восстановить и перенастроить. Понимая свою обиженность, нужно собрать здоровые остатки сил души, в покаянии обратиться к Богу и просить помощи. Когда почувствуем благодатное просветление, разобраться в хитросплетениях гордыни и осознать, какие мнения, чувства и ожидания откликнулись обидой на жизнь, понять, что в них неправильно, покаяться в каждой неверной мысли и чувстве. В нашем примере ошибочными явились мнение о себе (я хорошо выполняю работу) и мнение о друге (он должен выразить одобрение). Оценка себя неверна, но обида возникнет, когда мы вступим в противостояние с мнением друга. Мы не стараемся понять, в чём он прав, а предписываем ему правила поведения. В этом увидим высокое мнение о себе и эгоизм по отношению к другу. Изучение обиды может даваться с трудом, поскольку силы души под её влиянием заняты самооправданием и осуждением, но когда мы направляем ум, волю и чувства на разбор обиды, а не обидчика, мы останавливаем ее воспроизводство и лишаем питания.
Распутывая клубок самомнения, нужно создать в качестве опоры смиренные и добрые мысли, чувства, желания, подкреплённые памятью о том, что мы склонны преувеличивать свое значение, хвалить свою работу, обиженно воспринимать критику. При этом стараться уберечься от саморазрушения и уныния, из-за которых мы начнем злиться и обижаться. Последовательно выстраивая правильный ход мыслей, необходимо настроить конструктивное мышление, чтобы оно впредь не воспроизводило самомнение и болезненное самолюбие. Мы должны научиться относиться к своим мыслям не как к истине в последней инстанции, которой должны все и всё подчиняться, а со смирением воспринимать происходящее, чтобы не возникали несогласие, недовольство и обиды.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email