О связи поколений
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна»
Гесиод, 720 год до нашей эры
Современные дети. Какие они? Какие у них мысли, какие чувства? В каком мире они живут?
В школе, где я работаю, недавно прошел педсовет, на котором рассматривалась тема «Воспитательные технологии в современном образовательном процессе». Вспомнили работы Макаренко А.С., Сухомлинского А.С., Амонашвили Ш. и других педагогов. То, о чем пишут эти учителя, очень актуально и сегодня. Воспитание через коллектив, через труд, через гуманное отношение к ребенку никогда не утратит своей полезности. Но когда я готовилась к этому педсовету, познакомилась с интересной теорией – Теорией поколений. Ее суть в том, что поколение – это не только группа ровесников, а общность людей, имеющих сходный склад ума, приблизительно равный объем определенных знаний и такой же уровень нравственного развития.
Меня заинтересовал взгляд ее авторов на развитие мышления людей относительно времени, в котором они живут. Авторы утверждают, что через каждые 20 лет рождается новое поколение людей.
Конечно, новое не по внешнему виду, а с другим образом мышления. При этом решающее влияние на ценности каждого поколения оказывают не только условия воспитания в семье, а также макроэкономические и политические события, которые произошли с ними до 11-12 лет. Например, люди, рожденные во времена тотального дефицита, отличаются высокой степенью запасливости. Михаил Задорнов говорил, что они могут жить месяц, не выходя из дома. А есть поколение под названием «с ключом на шее». Это поколение росло, с детства привыкая к самостоятельности: сам пришел со школы, сам открыл дверь, сам разогрел обед, сам пошел на кружок, сам поучил уроки – родители работали, строили коммунизм.
Наблюдая сегодняшних подростков, можно отметить, что развитие науки и техники, развитие общественных отношений на данном этапе времени с детских лет делает их отличными от нас, поколения, родившегося и выросшего в Советском Союзе. Под влиянием сегодняшних реалий жизни у них развиваются и новые качества характера, и другое понимание мира.
В 11-ом классе, читая «Песнь о Соколе» и «Песню о Буревестнике» М. Горького, я увидела, что дети не понимают смысла происходящего (а я очень старалась выразительно читать, мне нравятся эти произведения со школы). Только после объяснения понятия «революционер», объяснения, в какое время написаны эти сочинения, соединив все это с биографией писателя, я увидела в их глазах понимание. Т.е. я жила в той атмосфере, мне много в то время объяснять на эту тему не нужно было, а они живут в другом времени.
Так бывает – в какой-то момент жизни при общении двух поколений теряется связь, исчезает взаимопонимание, возникает конфликт «отцы и дети».
Для того чтобы разрыв был не очень большим, чтобы не росла стена отчуждения, нужно приложить максимум усилий для налаживания отношений, чтобы не прерывалась цепочка передачи многовекового опыта уклада духовной жизни. Это под силу старшему поколению с его опытом и мудростью. Значит, нужно знать, чем живет сегодняшний молодой человек, не осуждать, а стараться понимать; не ссылаться на то, что было в «наше время», а принимать изменяющуюся жизнь с любовью и заботой о новом поколении.
Сейчас видно, что дети и подростки лучше разбираются в технике, в чем-то материальном, чем в отношениях между людьми. Это отражается даже на общении детей с родителями: коммуникативная дистанция между ними увеличивается. Сейчас родительский авторитет становится для подростков все меньше, а авторитет интернета с его «многофункциональностью» – все больше. Во многом он заменяет им живое общение.
В этом году зимой очень много снега. Но детей на улицах с санками, коньками днем с огнем не сыщешь. Понятно, что большая загруженность уроками. Но на каникулах картина не меняется. Дети «висят» в интернете. Нет опыта общения в жизненных ситуациях: поссорились – помирились, взял чужое – поймали, разбил стекло соседу – вставил, увидел, что кому-то нужна помощь — помог… Интернет – и друг, и няня, и…..
Очень наглядно отсутствие социального опыта видно в отношениях детей в классе. Каждый находится в своем мире. Непонимание ведет к ссорам, обидам, дракам, порой очень жестоким.
И нам, учителям, родителям, нужно очень много объяснять, рассказывать, показывать, как нужно вести себя в разных ситуациях. У нас опыта, знаний больше. А к этому если прибавить любви, заботы, терпения, то можно получить неплохой результат.
В том потоке информации, в котором живут наши дети, теряется смысл жизни – все уже сделано, написано; чем заняться – не знаю, у меня все равно не получится, зачем начинать, если кто-то делает лучше. В школе был случай: подходит на перемене отличница-девятиклассница и говорит: «У меня депрессия. Ничего не хочу делать. Все равно в жизни у меня ничего не получится». Начали выяснять причины. Кроме тех, о которых говорилось выше, выяснилось, что не было поддержки от мамы. И знаете, что стало лекарством от депрессии? Работа. Девушке напомнили, что она ответственная в школе за шефскую работу с малышами и показали ее долги и планы по этой работе. Сейчас депрессия прошла, появилось желание работать. Но червячок уныния уже в душе есть. Без грамотной поддержки и направления взрослых будет сложно ему не поддаться.
Так же большое влияние на ребят оказывает правильная организация их жизни в коллективе. Недавно шестиклассники организовали «Зимние забавы» для второклассников. У каждого было ответственное поручение: кто-то организовывал игры на станциях, куда по очереди прибегали команды малышей, кто-то отвечал за прибытие этих команд, кто-то – за угощения… За несколько дней до мероприятия многие заболели. Каково же было удивление, когда в назначенный день пришли все, даже с температурой!
Важно не выполнять дела за подростков, доверять, даже зная, что сделают с ошибками, не наказывать за ошибки, а показывать, рассказывать, как нужно поступать.
Ехала я как-то в автобусе. На одной из остановок вошел мальчик лет 12-ти. Сразу прошел на заднюю площадку, не оплатив проезд. Водитель его вернул и начал строго требовать оплату. Я по своей неграмотности уже готова была достать кошелек и расплатиться. Но меня опередила одна мудрая женщина… Нет, она не стала предлагать деньги. Узнав у парня, что он забыл взять дома деньги, водителю она сказала, что в жизни всякое бывает, а молодому человеку объяснила: «Когда вошел в автобус, не надо было в этом случае прятаться, а нужно подойти к водителю, честно признаться, что забыл деньги и вежливо попросить его подвезти. Не думаю, что ты получил бы отказ». На этом конфликт был исчерпан.
Только личным примером уважения, понимания, заботы, любви мы сможем сократить дистанцию, возникающую между поколениями. Мы будем понимать, уважать, и они будут расти в уважении к старшему поколению.