Воспитание и образование
Работая учителем, часто задаюсь вопросами: что важнее в современной школе – воспитание или образование?, можно ли без воспитания получить качественное образование?, каким должно быть воспитание в школе, что оно должно в себя включать?
Размышляя над этими вопросами, прихожу постоянно к выводу, что ключевая фигура в воспитании ребенка в школе – учитель. Это подобие семьи: в семье – родитель, в школе – учитель. Да, этот вывод очевиден. Но как именно учитель должен стать и воспитателем? Составлять красивые сценарии мероприятий и проводить их с детьми, писать правильные конспекты уроков, подбирая необходимые материалы для его проведения?.. Да, это важно.
А знаете, какой была система образования в Древнем Риме? Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Из образовательных программ были исключены все «изящные науки»: музыка, пение, танцы, спорт, так как считалось, что эти предметы «побуждают больше мечтать, нежели действовать». Т.е. воспитывалась «наружная» образованность, направленная на внешнюю деятельность человека и так мало обращалось внимания на ее внутренний смысл. Цели образования были прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы». Профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. И только для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества, в которых готовили римскую элиту. Образование не имело духовного наполнения. Не учили любить, прощать, смиряться. Я думаю, поэтому жизнь почти всех римских императоров не отличалась добродетельностью, и из-за нравственного разложения людей погибло государство.
Это во многом о сегодняшнем дне. Образование, к сожалению, превратилось в сферу услуг. Для учителей (может, в силу системы образования) часто стало важным вычитать программу, а не научить детей (научением занимаются репетиторы). Для родителей – заработать деньги на то, чтобы нанять репетиторов, иногда даже в младших классах. А кто же тогда из ближайшего окружения наших детей воспитывает их?
Да мы же и воспитываем. Воспитываем своим равнодушием, неуважением, ленью, безразличием. А потом возникает вопрос – почему такая молодежь? Мы же хотим к себе хорошего отношения, а получаем то, что сами сеем – и родители, и учителя… Молодые люди учатся жить в том обществе, которое построили взрослые, учатся жить по тем правилам, по которым живем мы, взрослые.
То, что мы хотим видеть в детях, прежде всего, должны воспитывать в себе. Только через воспитание в себе тех добродетелей души, которые помогают человеку быть хорошим, мы можем качественно воспитывать детей. Если в любых жизненных ситуациях мы поступаем по совести, подавая хороший пример, нам тогда не будет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Даже бабушки, сидящие на лавочках, подают пример правильного или неправильного отношения к людям.
Значит, сколько бы знаний по различным предметам не было у человека, но если он не может помогать, уважать, заботиться, любить, его, по-моему, нельзя назвать образованным. Эти знания будут питать его гордыню. И человек может стать высокомерным, тщеславным, самолюбивым… Знания будут им использоваться в корыстных целях, не возникнет благодарности учителям за то, что научили, ученым – за знания, которые выучил, родителям – что создали все условия для развития, строителю за то, что построил здание школы, повару за то, что готовил вкусные завтраки и т.д. А как работать в коллективе с такими недостатками?
Образование без правильного воспитания не делает человека образованным. Родителям, учителям, всем взрослым нужно жить так, чтобы быть примером для подрастающего поколения. Жизнь в семье, в школе, различные мероприятия, встречи должны быть внутренне наполнены, т.е. прочувствованы каждым участником. И содержание должно быть направлено на добро, развитие душевных сил, пользу обществу, в котором мы живем, или человеку, который рядом.