Мужество, благоразумие, целомудрие и справедливость восстанавливают разумную силу души
Разумная сила души – это одна из трех сил души (разумной, раздражительной и вожделевательной), также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться» (св. Симеон новый Богослов).
Разумная сила души человека повреждается, когда он соглашается с греховными помыслами, приводя своей совести, доводы в пользу греха и осознанно принимает решение поддаться страсти или же когда грешит неосознанно.
В результате разумная (мыслительная) сила души повреждается страстями, и когда человек приступает к внутреннему деланию и обретает способность видеть свои грехи и страсти, становится больно и неприятно. Бывают попытки убежать от самого себя в оправдание, отвлечение и развлечение. Может быть отчаяние, и самое плохое – еще больше истощается разумная сила души и больше свирепствуют страсти.
В такой ситуации необходимо обращаться к четырем родовым добродетелям: это — мужество, благоразумие, целомудрие и справедливость.
Мужество – это твердость в добродетели, устойчивость в Правде – помогает выстоять перед осознанием греховности своей души, видеть ее и не уклоняться в забвение, неведение и разленение.
Благоразумие заключается в том, чтобы благодатно мыслить, опираясь на Божьи законы и заповеди, на высокодуховные знания и откровения, разбираясь, что добро и что зло.
При этом нужно стремиться к целомудрию – сохранять ум от греховных помыслов, обретать и поддерживать связь с Богом, целостное видение своей души и ее содержание, обретать целостное и правильное понимание порядка и меры.
Справедливость позволит верно оценить свои грехи, не поддаться саможалению и оправданию, осознать Божий промысел, принять Божью волю, прийти к покаянию и молитве.
Так эти добродетели восстанавливают мыслительную силу души и ее разумность, способность работать над добродетелями и бороться со страстями.
Учитывая, что Святые Отцы делают акцент на рассудительности как главной добродетели, то можно говорить о единстве добродетели, разделяющейся на четыре «родовые» добродетели (Климент Александрийский): «Добродетель по силе едина, однако в зависимости от вида деятельности, в котором она проявляется, ее называют в одном случае разумением, в другом – благоразумием, в третьем – мужеством или справедливостью».
Это единство добродетели рассуждения Петр Дамаскин описывает как четыре вида премудрости: знание того, что должно или не должно делать и бдительность ума (мудрость); цельность, собранность ума, помогающая человеку удерживать себя вне всякого дела, слова, помышления, не угодного Богу (целомудрие); крепость и терпение в трудах по Богу и в искушениях (мужество); распределение сил, отдающее каждой из этих добродетелей поровну (правда).