Духовное бодрствование
Одним из основных условий успеха на пути спасения души является трезвение, т.е. духовное бодрствование — постоянство внимания к своей внутренней жизни.
И.Брянчанинов: «Трезвение рождается преимущественно от внимательных чтения и молитвы, от навыка наблюдать за собою, бодрствовать, обдумывать каждое предлежащее нам слово и дело, быть внимательным ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдая за собою, чтоб не соделаться каким-либо образом ловитвою греха».
«Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть» (прп. Ефрем Сирин).
Необходимо осознание своей поврежденности страстями, тщательно изучать свои духовные недостатки, бороться с ними, стараться постоянно следить, чтобы ум был во внимании, воля в бодрости, чувства в трезвении. Стремление соблюдать Заповеди и Закон Божий помогает увидеть свою немощь и смиряться своей греховностью, трезвить себя, не забывать о своих грехах, не заниматься саможалением и своеволием. Осознание своей немощи и память о смерти приводят к покаянию, к пониманию, что нужно исправиться, к просьбе Богу о помощи в преодолении страстей и греховных навыков.
По мере осмысления своих мыслей, поступков, постепенно, с Божьей помощью, появляется желание не грешить и благодарить Бога за уроки и помощь в жизни, постоянно наблюдать за своим духовным состоянием.
Свт. Иоанн Златоуст: «…Нужно трезвиться, бодрствовать и быть готовым ко всему, чтобы и в счастии быть нам сдержанными, и в скорбях не унывать, а сохранять великое благоразумие…»
Волю нужно рассматривать как разумную силу души. Волевое бодрствование, основывается на определённых пониманиях жизни, законов жизни, моих обязанностей, моих целей, моих задач. И вот, исходя из этого понимания, соединяя свою волю с этим пониманием, мы и употребляем необходимые усилия, с помощью которых поддерживаем своё внутреннее состояние бодрым, готовым действовать и делать то, что нам требуется. Нужно учиться размышлять, чтобы понять чего я хочу?. Я хочу правильного, хочу изменить свой греховный навык на святой и таким образом мои желания переместить из области греха в область добродетели и тогда будет не просто «надо», а я «хочу».
Стараться перед каждым вступлением в беседу или началом дела, возносить мысль к Богу с прошением от Него вразумления и помощи. Для того, чтоб пребывать в трезвении, надо не выключать мышление. Помнить, что ум помрачается от неблагоразумного употребления пищи и сна, от многословия, рассеянности, житейской суеты и понуждать себя воздерживать от этого свою плоть. Трезвить себя страхом Божьим, помнить, что Бог нас видит и слышит, за нарушение заповедей нужно будет отвечать. Трезвить себя памятью о своих грехах, когда в страстях проявляется желание восстать на ближнего.
Свт. Иоанн Златоуст: «Если будем бдительны, враги не только не повредят нам, но и принесут величайшую пользу, делая нас во всем более тщательными, только бы скорбь, ими нам причиняемая, вела нас не к ругательствам и обидам, а к молитве».
Особенно внимательно нам нужно относиться к обличениям и укорам ближних, так как чаще всего их устами обличает, учит и вразумляет нас Господь; учиться благодарить Бога за возможность через близких видеть свои грехи, страсти, пристрастия, недостатки, дурные склонности и привычки, так как обычно мы бываем слепы, чтобы видеть в себе все это. Рассудительность помогает определять меру во всем. Учиться жить и поступать по совести. Учиться рассудительности у учителей. Не присваивать себе чужие заслуги, помнить, что на этой земле нам ничего не принадлежит кроме наших грехов, каяться в проявлении страстей, просить Бога о помощи краткой молитвой со вниманием, благоговением, покаянием.