Трезви себя, чтобы желать принять Святой Дух
Трезвый ум имеет ясность и понимает, что Святой Дух для души – это жизнь. Трезвый ум имеет трезвение чувств, потому чувствует, что истинно Святой Дух – это жизнь. Забвение и любовь к плоти привели к тому, что именно плоть воспринимается как жизнь.
Из-за этого самообмана мы не заботимся о душе, не интересуемся ее состоянием. И «Бог не вселяется в души, в которых царит плоть, ибо орган общения Его с человеком есть дух» (Иоанн Крестьянкин).
Там, где нет Святого Духа, есть страсти, поэтому душа без Бога становится скотоподобной и звероподобной. И мы изучая свой внутренний мир, отслеживая свои грехи и страсти, видим, какими мы бываем, как раним близких и себя, какие мы неуправляемые, какой хаос и страдания мы создаем внутри себя. И должны быть правдивы и совестливы, чтобы понимать, что всегда помогает Бог, как бы мы до этого от Него не отворачивались, не желая жить по Его законам.
Трезвить себя – это значит, стараться быть внимательным и ясным умом, чтобы осознавать движения и состояния своего произволения. Чего я хочу? Близости с Богом или самоволия? Для Бога важны наши сокровенные желания. «Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26). И для нас должно быть важным, чтобы желания были духовными, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). В действительности же в сердце гнездятся многие страсти, из-за которых мы искренне не желаем соединения со Святым Духом, потому что «от сердца исходят помышления злые» (Мф. 15, 19). В этом нужно каяться, и стараясь жить по Божьим законам и заповедям, очищать сердце, чтобы принять Святой Дух.
Ум должен быть внимательным к сердцу, и в конечном итоге быть в сердце и очищать и хранить его, чтобы душа, призванная быть храмом Святого Духа, действительно им стала.
Иоанн Крестьянкин писал: «Поврежденное грехом сердце не пойдет туда, где говорят о Боге. Оно не любит Бога, а боится Его. Такое сердце старается помрачить и затмить очи ума, усиливается заглушить голос совести, громко говорящий о Боге, и нередко успевает в этом и доводит человека до безумия: «рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13,1).
Такими безумцами мы можем стать, и это осознание должно трезвить нас.